Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Семинар «Формирование  словаря  у младших школьников». -

Семинар «Формирование  словаря  у младших школьников».

20 октября  2021 г.  на  базе МКОУ СОШ № 8  п. Зимняя — Ставка, Нефтекумского  городского  округа  прошло общественно значимое  мероприятие в  сфере  образования – Семинар «Формирование  словаря  у младших школьников».

 Организатором    мероприятия     выступил    ГБОУ  «Центр   психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям  «Рука  в  руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью педагогической  поддержки и повышения  компетентности  родителей в вопросах  использования  игровых  упражнений в развитии речи у детей с ОНР.

Провела  данное мероприятие  Татьяна Зеленская  учитель – логопед  Центра.

 Свое  выступление  педагог   начала с   приветствия участников семинара,  с  сообщения темы и цели проводимого мероприятия.

  В теоретической  части семинара  учителем-логопедом  была показана  презентация «Наш  ребенок  говорит- словно реченька журчит».

 Педагог  пояснила  родителям, что для формирования правильной грамотной речи, учащиеся должны обладать богатым словарным запасом. Словарь необходимо рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями с особенностями грамматического строя и умениями владеть формами связной речи.

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно.

  Большинство детей к началу обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходят одинаково.

  Если же надежды родителей на успешное учение не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных одноклассниках» и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всёго и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

Татьяна Николаевна объяснила, что одной из   важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и прочее.

  В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

  Педагог  приводила  примеры, бедности словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство, что не позволяют ребенку  овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова, так – же  дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

  В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в его речи появляются названия предметов и действий и значительно позднее (уже после 2 лет) – названия признаков. Еще позднее появляются также причастия и деепричастия. Что касается предлогов, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, то дети опускают их в своей речи даже после двух лет.

  Педагог  пояснила  родителям, что если некоторые слова не употребляются окружающими ребенка людьми, то они будут отсутствовать и в его речи по причине отсутствия образа для подражания. 

Учитель-логопед  рассказала, что очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается в качественном отношении. Это происходит, прежде всего, за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов.

  Так – же до  родителей было донесено,  что у некоторых детей развитие словарного запаса затруднено. Это может выражаться не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и в малом их количестве, но также в трудностях усвоения значений слов и в необычном искажении их звуко-слоговой структуры. Такие отклонения в развитии словаря обычно не исчезают сами по себе, без специальной работы над ним и часто сохраняются даже в школьном возрасте.

  В   практической части семинара, учитель-логопед провела  с   родителями  мастер-класс  по  проведении  игр  с детьми на  формирование словарного запаса.  

  В конце  мероприятия учитель-логопед провела  упражнение – рефлексия «Осеннее дерево»Каждому  участнику  предлагалось  вписать  свое мнение о семинаре на осенних листочках определенного цвета (желтый – понравилось, зеленый – не понравилось, красный – пожелания).

 

comments powered by HyperComments