Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Родительское собрание «Дислексия,  ее виды и пути преодоления»  -

Родительское собрание «Дислексия,  ее виды и пути преодоления» 

В  рамках  плана мероприятий    V  Всероссийской   недели  осведомленности  о  дислексии,   10   ноября     2023 года  на базе  МКОУ СОШ № 6 п. Затеречный, Нефтекумского  городского  округа  было проведено  родительское собрание «Дислексия,  ее виды и пути преодоления».  

 Организатором   мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр  психолого – педагогической, медицинской, социальной  помощи  семье  и детям   «Рука  в  руке» (далее Центр).

   Мероприятие  проводилось  с целью ознакомления   родителей с понятием  «дислексия»  и «дисграфия»; дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

  Провела  данное  мероприятие  Зеленская  Татьяна Николаевна учитель-логопед  Центра.

В начале  выступления    учитель-логопед    познакомила  родителей  с   понятием «дисграфия» и «дислексия». Далее педагог рассказала, что начальная школа – важный этап жизни ребенка, чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Также  логопед  объяснила  родителям, что неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность. Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Проблема нарушения чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.

Заострила  внимание  родителей на своевременном  выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера чрезвычайно важно для построения индивидуальной работы с детьми. Нерешенность этой проблемы вызывает у ребенка тревогу и страх, проблемы с самооценкой.

Педагог затронула  тему отношения   к детям-дислексикам в классе, оно может быть критическим, даже враждебным. Роль школьного изгоя может оказать негативное влияние на всю дальнейшую жизнь человека.  Родители детей-дислексиков, не обладая необходимой информацией, годами могут считать своих детей разгильдяями, лентяями, не осознавая, что дислексия – это заболевание и их детям нужна специальная помощь. Конечно же, это порождает конфликты между родителями и детьми и может стать причиной невроза, а что делать, если ребенок не из благополучной семьи, где родители не просто не видят проблему, но и не хотят ее вообще замечать.

Что чаще всего слышит ребенок-дислексик в свой адрес? Ленивый, бестолковый, невнимательный,  недостаточно старательный, хулиган, оболтус, и как приговор — необучаемый. Ребенка направляют в специализированную школу, где его эмоции, переживания, волнения мало берут во внимание и рассматривают лишь как очередного «трудного» ученика. Что же чувствует ребенок, который ежедневно слышит такие определения в свой адрес. Он убеждается в том, что он хуже других, что он глупый, бездарный, безнадежный. Его самооценка стремительно падает, растет неуверенность в себе, и как результат, нелюбовь к школе, учителям и учебе в целом.

Педагог пояснила, что роль учителя в данном случае тоже не легка, прежде всего, они чувствуют себя бессильными. Что бы они ни делали, как бы ни объясняли, все бесполезно. От собственного бессилия учитель чувствует раздражение и гнев направленные в сторону ребенка.

Последней надеждой такого ребенка являются родители, большое счастье для него, если он родился в благополучной семье и родители изо всех сил стараются ему помочь. Кому–то это удается, но большинство, так же, как и педагоги теряют терпение, раздражаются, срываются на крик, а порой и на оскорбления. Если он и дома не находит понимания, последствия могут быть непредсказуемыми. Главная задача родителей — поменять свой взгляд, свое мировоззрение, и свое отношение к происходящему.

Логопед  пояснила, что родители, должны принять действительность, понять, что у них особенный ребенок. Прежде всего, перестать тащить его в свой, такой привычный и понятный для них мир. Нужно перестать сравнивать его с другими детьми и перестать испытывать чувство стыда и раздражения за то, что ребенок не так успешен в учебе. Нужно перестать требовать от него того, чего он не сможет дать. Какой бы стимул  ему не предложили, если у него нет на это возможностей, он не сможет почувствовать успех и порадовать. Родителям важно повернуться лицом к ребенку, протянуть ему руку помощи, подставить плечо и самое главное, показать ему, что  его принимают и любят таким, какой он есть.

Не следует торопиться и называть ребенка симулянтом, ленивым или ни на что не способным. Скорее всего, это защитная реакция на страх, который формируется от неуспешности в школе на фоне более успешных в учебе сверстников. Ребенок не рождается ленивым. Лень не имеет генетического кода. Лень – это своего рода защитная реакция. Ребенок предпочтет, чтобы его сочли ленивым или хулиганом, чем глупым и неуспешным.

Затем педагог рассказала, что существует огромное множество книг рассказывающих о трудностях и особенностях жизни ребенка-дислексика, их содержание пугает наличием сложных терминов, определений и диагнозов. Этой литературой успешно пользуются студенты, специалисты, дефектологи, но для родителей больше требуется психологическая литература с практической направленностью, с ответами на интересующие их вопросы, с надеждой на нормальное будущее ребенка.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

 В конце  мероприятия  учитель-логопед   подвела  итог  своего  выступления, сказала, что  концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с различными отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления в деятельности. Но  все инновации, различные положения и принципы не дадут столь сильного влияния, как положительный настрой, поддержка, вера и помощь со стороны самых  родных ребенку людей.

 

comments powered by HyperComments