Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Семинар «Формирование мотивации на занятиях с дошкольниками с нарушением речи» -

Семинар «Формирование мотивации на занятиях с дошкольниками с нарушением речи»

17.10.2023 г. на базе МКДОУ д/с № 12 с. Ачикулак, Нефтекумского городского округа прошло общественно-значимое мероприятие семинар «Формирование мотивации на занятиях с дошкольниками с нарушением речи».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью повышения компетентности педагогов в развитие мотивационной стороны речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Центра Демина Анна Леонидовна.
В первой части мероприятия учитель-логопед рассказала, что владение педагогом методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития дошкольника. Необходима постоянная мотивация ребёнка, формирование у него устойчивого интереса к различным видам занятий.
Что под мотивацией мы понимаем — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.
Также ознакомила педагогов с 6 видами мотивации:
1. Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать :
-Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т. п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
-Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
-Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
-Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
3. Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка : «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
4. Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
5. Устойчивая.
6. Неустойчивая.

Во второй части семинара Анна Леонидовна ознакомила педагогов с главной целью мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. Методы мотивации дошкольников в логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические. Эти методы реализуются в виде дидактических игр и игровых приёмов.
• Речевые игры и игры на развитие ВПФ (Высшие психические функции)
• Сказочные сюжеты
• Ролевые игры
• Сказочные и литературные персонажи
• Игры-путешествия, поездки, приключения
• Настольно – печатные игры
• Сюрпризные моменты
У детей с нарушениями речи снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала. Всё это снижает интерес дошкольника к занятию. Как же мотивировать дошкольников, как поддерживать познавательную активность?
Педагогам приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи на просторах интернета, создавая, что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.
Затем логопед познакомила коллег с применением в логопедической практике информационных компьютерных технологий (ИКТ). Современные дети с рождения находятся в постоянном информационном поле современных мультимедиа. Поэтому оправдано их применение в ДОУ в коррекционной работе логопеда. ИКТ оптимизируют процесс познавательной деятельности, повышают позитивную мотивацию к коррекции речи, развивают высшие психические функции.
Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память, внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
В практической части семинара , учитель-логопед рассказала и показала мастер – класс по использованию в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео — уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации — для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешной, неинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу.
Семинар завершился сессией вопросов-ответов, учитель-логопед ответила на все интересующие вопросы.

 

 

 

comments powered by HyperComments