Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Родительское собрание по теме: "Задержка речевого развития" -

Родительское собрание по теме: «Задержка речевого развития»

 В соответствии с планом проведения групповых мероприятий  по оказанию  психолого-педагогической,  методической и консультативной  помощи  родителям (законным представителям) детей,  а также  гражданам, желающим  принять  на воспитание в  свои  семьи  детей, оставшихся  без попечения  родителей  в  рамках  федерального  проекта  «Современная  школа» национального проекта  «Образование»  государственной программы РФ «Развитие  образования» в 2023г.,  в  МДОУ Д/с   с. Богдановка,  Степновского муниципального  округа    14.09.2023 г., было проведено родительское собрание по теме «Задержка речевого развития».

    На собрании присутствовали родители – 25 чел.,  педагоги – 3 чел.

    Провела  данное  мероприятие  учитель-логопед Зеленская Татьяна Николаевна.

     Цель мероприятия: Раскрытие  значения  речи  во  всестороннем  развитии  личности  ребенка. Создание  условий  для речевого  развития  дошкольников  в семье, формирование  педагогической  культуры  родителей  в вопросах  речевого  развития  детей  дошкольного возраста.

   Учитель  логопед  в  своем  выступлении     заострила  внимание  родителей  на  том, что если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя-бы 3‐5 слов, обращенных к взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой‐либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком. Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во‐первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во‐вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В‐третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.

    Педагог  объяснила, что  ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться  к  логопеду, который   даст рекомендации по речевому развитию в любом возрасте в свою очередь при необходимости направит к другим специалистам на медицинское дообследование: это может быть ЛОР или сурдолог, к нему направляют для оценки физического слуха, ведь речь формируется по подражанию, а возможно малыш ее просто не слышит, поэтому не говорит. Так же это может быть невролог, не стоит бояться этого врача, именно обращение к нему вовремя способно предотвратить и предупредить негативные последствия в развитии ребенка, он оценит тонус мышц, рефлексы, нормативное развитие ребенка с медицинской точки зрения.Когда речь малыша не развивается по сценарию общепринятой нормы – это называется задержка речевого развития. Нередко она сопровождается и в то же время провоцирует задержку психо-речевого развития, а это гораздо серьезней.

Далее учитель-логопед рассказала  о  причинах  ЗРР. Они делятся на 2 основные группы: биологические и социальные.

Биологические причины:

-внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия.

-не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

-родовые травмы;

-осложнения на ревакцинацию АКДС;

-наличие негрубой родовой травмы;

-длительные соматические заболевания в раннем детстве

-снижение слуха

К социальным причинам относится

-Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.

-Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.

-Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.

-Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. (Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий)

-Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.

-Неблагоприятное воздействие речевой среды;

-Просчеты воспитания.

Все дети, в развитии которых встречается хоть один или совокупность из вышеперечисленных факторов составляют группу РИСКА по ЗРР возникновению речевых нарушений.

-Соска. Многие дети до сих пор нуждаются в соске. Соска – друг ребенка до 1,5 лет, после она может привести различным миофункциональным проблемам, закреплению инфантильного типа глотания, нарушениям прикуса и искажениям в формировании челюстно-лицевого скелета ребенка в целом. Коварный друг соски – палец. Малыши любят засыпать причмокивая и палец. Но, помните, что присутствие любого инородного предмета во рту ребенка при длительном воздействии способно поменять ход формирования лицевых структур. Поскольку мешает правильному взаиморасположению челюстей, влияет на способ их смыкания и положение языка! Обратите внимание на экран, посмотрим, как это работает. С вредными привычками (особенно с сосанием пальца) поможет справиться детский ортодонт (существуют специальные ортодонтические трейнеры, помогающие мягко устранить проблему). В некоторых случаях может потребоваться помощь невролога.

-Сосание пальца, инфантильный тип глотания в совокупности или по отдельности могут может привести и к формированию готического свода неба. В момент сосания ребенок пальцем как бы продавливает небный свод, вытягиевает его, делает узким и высоким. Это так же приводит к изменениям челюстно-лицевого скелета, нарушениям дыхательной функции, нарушениям речевого дыхания. Часто, детям имеющим готическое строение нёба не представляется возможной постановка звуков Р и Л.

-Аденоиды. Важный иммунный орган, позволяющий ребенку с ранних лет формировать иммунные ответы на влияния внешней среды. Как правило, когда происходит активное негативное воздействие из вне, ткань миндалин (аденоидов) разрастается, включается защитная реакция организма. Но в то же время это затрудняет носовое дыхание, и ребенок становится вынужден дышать ртом. Что не является физиологичным. Происходят изменения положения челюсти, языка, неправильно формируются челюстные дуги и ребенок приобретает характерный тип лица. Аденоидный:нос уплощен, короткая верхняя губа, скошенный подбородок, голова выдвинута вперед. Впоследствии такие дети будут иметь и проблемы речевого логопедического характера, и не факт, что их удастся преодолеть.

  Далее логопед дала  рекомендации, что делать, если заметили тревожные знаки, что может являться причиной ЗРР и как  родители могут  помочь своему ребенку преодолеть трудности речевого развития.

   В заключение родительского собрания, учитель-логопед предложила вниманию  родителей  игры  и  упражнения  которые  помогут  сформировать правильное  звукопроизношение, развитие  мелкой  моторики, слуховое внимание.        

comments powered by HyperComments