В соответствии с планом проведения групповых мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования» в 2023г., в МДОУ Д/с с. Богдановка, Степновского муниципального округа 14.09.2023 г., было проведено родительское собрание по теме «Задержка речевого развития».
На собрании присутствовали родители – 25 чел., педагоги – 3 чел.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Зеленская Татьяна Николаевна.
Цель мероприятия: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Учитель логопед в своем выступлении заострила внимание родителей на том, что если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя-бы 3‐5 слов, обращенных к взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой‐либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком. Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во‐первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во‐вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В‐третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.
Педагог объяснила, что ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду, который даст рекомендации по речевому развитию в любом возрасте в свою очередь при необходимости направит к другим специалистам на медицинское дообследование: это может быть ЛОР или сурдолог, к нему направляют для оценки физического слуха, ведь речь формируется по подражанию, а возможно малыш ее просто не слышит, поэтому не говорит. Так же это может быть невролог, не стоит бояться этого врача, именно обращение к нему вовремя способно предотвратить и предупредить негативные последствия в развитии ребенка, он оценит тонус мышц, рефлексы, нормативное развитие ребенка с медицинской точки зрения.Когда речь малыша не развивается по сценарию общепринятой нормы – это называется задержка речевого развития. Нередко она сопровождается и в то же время провоцирует задержку психо-речевого развития, а это гораздо серьезней.
Далее учитель-логопед рассказала о причинах ЗРР. Они делятся на 2 основные группы: биологические и социальные.
Биологические причины:
-внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия.
-не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;
-родовые травмы;
-осложнения на ревакцинацию АКДС;
-наличие негрубой родовой травмы;
-длительные соматические заболевания в раннем детстве
-снижение слуха
К социальным причинам относится
-Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
-Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
-Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
-Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. (Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий)
-Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.
-Неблагоприятное воздействие речевой среды;
-Просчеты воспитания.
Все дети, в развитии которых встречается хоть один или совокупность из вышеперечисленных факторов составляют группу РИСКА по ЗРР возникновению речевых нарушений.
-Соска. Многие дети до сих пор нуждаются в соске. Соска – друг ребенка до 1,5 лет, после она может привести различным миофункциональным проблемам, закреплению инфантильного типа глотания, нарушениям прикуса и искажениям в формировании челюстно-лицевого скелета ребенка в целом. Коварный друг соски – палец. Малыши любят засыпать причмокивая и палец. Но, помните, что присутствие любого инородного предмета во рту ребенка при длительном воздействии способно поменять ход формирования лицевых структур. Поскольку мешает правильному взаиморасположению челюстей, влияет на способ их смыкания и положение языка! Обратите внимание на экран, посмотрим, как это работает. С вредными привычками (особенно с сосанием пальца) поможет справиться детский ортодонт (существуют специальные ортодонтические трейнеры, помогающие мягко устранить проблему). В некоторых случаях может потребоваться помощь невролога.
-Сосание пальца, инфантильный тип глотания в совокупности или по отдельности могут может привести и к формированию готического свода неба. В момент сосания ребенок пальцем как бы продавливает небный свод, вытягиевает его, делает узким и высоким. Это так же приводит к изменениям челюстно-лицевого скелета, нарушениям дыхательной функции, нарушениям речевого дыхания. Часто, детям имеющим готическое строение нёба не представляется возможной постановка звуков Р и Л.
-Аденоиды. Важный иммунный орган, позволяющий ребенку с ранних лет формировать иммунные ответы на влияния внешней среды. Как правило, когда происходит активное негативное воздействие из вне, ткань миндалин (аденоидов) разрастается, включается защитная реакция организма. Но в то же время это затрудняет носовое дыхание, и ребенок становится вынужден дышать ртом. Что не является физиологичным. Происходят изменения положения челюсти, языка, неправильно формируются челюстные дуги и ребенок приобретает характерный тип лица. Аденоидный:нос уплощен, короткая верхняя губа, скошенный подбородок, голова выдвинута вперед. Впоследствии такие дети будут иметь и проблемы речевого логопедического характера, и не факт, что их удастся преодолеть.
Далее логопед дала рекомендации, что делать, если заметили тревожные знаки, что может являться причиной ЗРР и как родители могут помочь своему ребенку преодолеть трудности речевого развития.
В заключение родительского собрания, учитель-логопед предложила вниманию родителей игры и упражнения которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, развитие мелкой моторики, слуховое внимание.
comments powered by HyperComments