Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Лекция : «Дисграфия и дислексия  у младших  школьников» -

Лекция : «Дисграфия и дислексия  у младших  школьников»

11.09.2023 г.  на  базе  МКОУ  СОШ № 11 а. Уллуби- Юрт,  Нефтекумского городского  округа    прошло  общественно-значимое  мероприятие  Лекция : «Дисграфия и дислексия  у младших  школьников».

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Цель мероприятия: создание  условий  для  изучения  приемов  диагностики  и коррекции  нарушений  письма  младших  школьников.

Провела  данное мероприятие  учитель-логопед   Демина Анна Леонидовна   

Свое  выступление  учитель-логопед  начала       показа  презентации  « Как проявляется дислексия и дисграфия»,  сопроводив  подробным  рассказом  о проблеме  нарушений  письменной  речи у школьников. Письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно. Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.

Далее   педагог перешла  к характеристике нарушения письма, где отметила , что большое количество разнообразных ошибок которые  делают  дети, обусловленны недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения  и  письма.
    Учитель-логопед  в   своем  выступлении  объяснила  учителям  начальных  классов, что  должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников?:

  1. Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

2.Особый  характер  ошибок на письме

— ошибки не на  правило;

— стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;                               

-регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;

 — искажение графических образов букв; букв;                                                  

 — искажение звукослоговой структуры слова и замена букв;

 — пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

— смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

 — грубые аграмматизмы  в  устной речи и на письме.

   Учитель –логопед  пояснила, что причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы.

    В  заключительной  части  мероприятия   учителям  было  предложено  практическое  задание. Каждому  учителю были  розданы   листки  с диктантом  учащегося 3 класса, педагогам необходимо  было проанализировать диктант с целью выявления  дисграфических ошибок и определения вида дисграфии.  Затем  последовало  обсуждение.

   Всем  педагогам  были  даны  рекомендации  по  индивидуальному  сопровождению  обучающихся  с нарушениями  письменной  речи.

comments powered by HyperComments