09.03.2023 г. на базе МКДОУ д/с № 23 п. Зункарь, Нефтекумского городского округа прошло общественно – значимое мероприятие в сфере образования — Семинар «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью повышения уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.
Провела данное мероприятие педагог — психолог Алиева Эльмира Ибрагимовна.
В первой части семинара педагоги ДОУ послушали мини-лекцию о том, что в период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей — переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным. Работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшей группе, продолжается в старшей группе. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль не сложного, и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном развитии играет математика. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Из всего многообразия занимательного материала на занятиях и в индивидуальной работе, свободное от занятий времени, часто применяются дидактические игры. Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Вторая часть семинара была построена на работе с педагогами. Для педагогов были проведены несколько игр по развитию математических способностей дошкольников («Что? Где?», «Отгадай, что такое?», «Продолжи ряд», «Больше — меньше, уже — шире», «Фигурки из палочек», «Собери цифру» и тд.)
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, необходимо стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
В конце мероприятия педагог- психолог раздала педагогам ДОУ заранее подготовленные буклеты «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
comments powered by HyperComments