03.03.2023 г. на базе МКОУ СОШ № 13 с.Новкус -Артезиан Нефтекумского городского округа прошло общественно – значимое мероприятие в сфере образования – Лекция «Способы эффективного взаимодействия с учениками, имеющими трудности в обучении».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью развития психологической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с учениками , имеющими трудности в обучении.
Провела данное мероприятие педагог-психолог Центра Алиева Эльмира Ибрагимовна.
Начала свою лекцию педагог-психолог с пояснения термина неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Далее совместно с педагогами, проанализировали причины порождающие неуспеваемость. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению
Лектор осветила вопросы эффективного взаимодействия с учениками, имеющими трудности в обучении. Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть. Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации. Необходимо перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя. Нужно разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания. Надо применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.
Отдельный интерес у присутствовавших на лекции преподавателей вызвали вопросы оказания помощи неуспевающим ученикам на уроках:
-Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
-Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
-Предложение учащимся примерного плана ответа.
-Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
-Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
-Изложение нового материала
-Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
-Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
-Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
-Самостоятельная работа учащихся на уроке
-Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
-Напоминание приема и способа выполнения задания.
-Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
-Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
-Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
-Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
-Организация самостоятельной работы вне класса
-Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
-Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. -Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-тренажеров
В завершении мероприятия лектор ответила на вопросы слушателей.
comments powered by HyperComments