24 марта 2021 г. на базе МКОУ СОШ № 7 с. Озек — Суат, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования – Семинар: «Психорегуляция педагогической деятельности педагогов».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в «Руке» (далее Центр).
Цель мероприятия: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагогов.
Провела данное мероприятие Курбанова Индира педагог-психолог Центра.
В своем выступлении педагог рассказала, что в процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены субъективными и объективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
— ситуации взаимодействия педагога с учениками (нарушение дисциплины и правил поведения, непослушание, игнорирование требований и т. д.);
— ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ОУ (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль и т. д.);
— ситуации взаимодействия учителя с родителями учеников
(невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).
Поэтому педагогам необходимо овладеть способами и приемами саморегуляции эмоционального состояния, что окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости и снизит уровень стресса.
Педагогом были даны рекомендации по способам психологической саморегуляции в педагогической профессии, естественным способам регуляции организма и саморегуляции относятся длительный сон, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Психолог провела с педагогами тренинговые упражнения по способам саморегуляции: «Ха –дыхание», «Замок», «Голосовая разрядка», «Дождь в джунглях», была проведена расслабляющая релаксация «На берегу моря» на снятие эмоционального напряжения.
comments powered by HyperComments