Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Родительское собрание «Переходный возраст. Психологические  возрастные  особенности  подростков: проблемы  и пути  решения» -

Родительское собрание «Переходный возраст. Психологические  возрастные  особенности  подростков: проблемы  и пути  решения»

В соответствии с планом проведения групповых мероприятий  по оказанию  психолого-педагогической,  методической и консультативной  помощи  родителям (законным представителям) детей,  а также  гражданам, желающим  принять  на воспитание в  свои  семьи  детей, оставшихся  без попечения  родителей  в  рамках  федерального  проекта  «Современная  школа» национального проекта  «Образование»  государственной программы РФ «Развитие  образования» в 2024г.,  в  МКОУ  СОШ № 2 г. Нефтекумск,  Нефтекумского  муниципального  округа, 18.09.2024 г., было проведено родительское собрание по теме «Переходный возраст. Психологические  возрастные  особенности  подростков: проблемы  и пути  решения».

На собрании присутствовали родители – 20 чел.

  Провела  данное мероприятие   педагог-психолог  Алиева Эльмира Ибрагимовна.

Цель:  Помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.              

Психолог рассказала о  развитии  подростка — это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», он почти всегда бывает болезненным. Это время обострения проблем, когда часто возникает взаимонепонимание детей и взрослых. Чтобы его избежать, родители должны хорошо представлять, что происходит с  детьми и как найти с ними общий язык.

 Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость.

Подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Временами подросток ищет уединения, ему необходимо как-то осмыслить происходящее. Естественно некоторое отчуждение по отношению к родным и усиление тяги к сверстникам. Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и уныние.

Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус его ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельность. Подросток требует, чтобы все — и взрослые, и сверстники — к нему относились не как к маленькому, а как к взрослому; появляется желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательств родителей, определяются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Подростки противоречивы. В семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.

 У подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой жертвой становятся самые близкие люди — родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.                                                                                             

Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. Если игнорировать этот факт и усилить воспитательный нажим на школьника, то можно получить обратный результат плюс ухудшение поведения. Психологи отмечают, что у подростков появляется повышенная утомляемость во второй половине дня. В это время происходит большинство случаев неповиновения старшим, нарушения учебной дисциплины, пререканий с учителями, проявлений своеволия и упрямства. Возникает сходная с ранним детством ситуация: малыш капризничает, потому что устал, а мы наказываем его за неповиновение.

Далее педагог поговорила с родителями об увлечениях подростков, которые  становятся вредными для их возраста: долгое времяпровождение за экранами компьютера или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка. Самый примитивный вид увлечений — информативно-коммуникативные, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться, — это многочасовые пустые разговоры в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг — витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией, наркоманией, бродяжничеством.

В конце  своего  выступления   педагог  дала родителям рекомендации по  воспитанию  и  преодолению проблем подросткового возраста.

1.Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

  1. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  2. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  3. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать обэтом.
  4.  Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  5. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  6. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
  7. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  8.  Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  9. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
  10.  В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  11. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
  12. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

comments powered by HyperComments