17.09.2024 г. на базе МКДОУ Д/с № 20 «Огонек», а. Абрам-Тюбе, Нефтекумского муниципального округа прошло общественно-значимое мероприятие Лекция «Адаптация дезадаптация детей дошкольного возраста»
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Провела данное мероприятие педагог-психолог Алиева Эльмира Ибрагимовна.
Цель мероприятия: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах адаптации детей дошкольного возраста.
Педагог – психолог рассказала воспитателям, что у каждого ребенка процесс привыкания к садику проходит по-особенному. Большинство детей успешно адаптируется к изменившейся обстановке за три-четыре месяца. Но иногда происходит так, что адаптация малыша к условиям детского сада существенно затягивается или оканчивается полным крахом. В этом случае можно судить о дезадаптации. Полная дезадаптация – довольно редкий процесс, и только один из ста детей оказывается несадиковским. Однако всем родителям необходимо знать признаки нарушенных адаптационных возможностей ребенка, чтобы суметь вовремя заметить тревожные «звоночки» в поведении собственного чада. Нежелание замечать эту ситуацию может привести к нарушениям в развитии малыша и целому комплексу психологических и физиологических проблем.
Далее педагог познакомила педагогов с причинами дезадаптации малыша в детском саду:
- Основная причина – неумение контактировать со сверстниками, делиться игрушками, вступать в игру. Это свойственно как «отвергаемым» детям, которые растут в излишне строгих условиях, без любви и ласки, так и избалованным малышам, привыкшим к тому, что все их капризы и шалости постоянно сходят с рук. Таким дошкольникам в садике приходится нелегко, поскольку одногруппники не желают с ними общаться.
- Стеснительность и робость тоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять.
- Распространенная причина, которая частично вытекает из предыдущего пункта, – неподготовленность малыша к детскому саду. Трехлетнему ребенку нельзя просто так сказать, что с завтрашнего утра он станет дошкольником, его необходимо долго подготавливать к новому длительному этапу жизни.
- Чрезмерная разбалованность – родители идут на поводу ребенка.
- Многообещающие сказки про то, что его заберут через часок, после обеда и т.д. У ребенка складывается не доверие (обида). Нет положительного настроя на детский сад.
Затем лектор познакомил воспитателей с признаками и последствиями дезадаптации.
- Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Это не о первой неделе детей в саду, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, не хочет посещать детский сад.
Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то в дальнейшем у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.
- Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.
- У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.
4. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в детском саду, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.
- Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в детском саду, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.
- Из-за нежелания ходить в детский сад ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого? » решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в детском саду, если это не помогает, начинаются слезы и истерики.
В практической части мероприятия, психолог провела разыгрывание проблемных ситуаций с воспитателями. Все педагоги активно участвовали, высказывали свое мнение о решении той или иной проблемы.
В конце мероприятия психолог дала рекомендации по работе с родителями (законными представителями) по данной тематике.
От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он поныть его желания, интересы, учесть, его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.
comments powered by HyperComments