22 сентября 2022 г. на базе ГБОУ «Центр «Рука в руке» прошло общественно значимое мероприятие для родителей, Лекция: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму»
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Провела данное мероприятие учитель – логопед Зеленская Татьяна
В рамках программы мероприятия, учитель — логопед выступила с лекцией, в которой подробно разъяснила о готовности ребенка к школьному обучению. О том, что готовность предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Педагог рассмотрела вопросы, речевой готовности к школе.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1.Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2.Звуковая сторона речи:
— Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
— Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).
— Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.
— Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
- Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
— делить предложения на слова;
— делить слова на слоги;
— уметь выделять все звуки в словах;
— устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
— перестановки букв (комната – «конмата»).
- Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
— точно подбирать слова;
— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
— употреблять сложные слова (например: длинноногий);
— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
— подбирать метафоры (например: туча комаров);
— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
- Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
— употреблять различные предлоги;
— согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
— согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
— правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
— образовывать название детенышей животных;
— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Педагог пояснила , что если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
— замены суффиксов (козлята – «козленки»);
— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
- Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
— свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
— поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
— рассказывать о пережитых событиях;
— пересказывать содержание сказки, рассказа;
— описывать окружающие предметы;
— раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.
В конце мероприятия учитель-логопед пояснила, что родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
comments powered by HyperComments