Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Лекция: «Речевая  готовность  к  школе. Трудности  первоклассников  с  речевыми  недостатками  при обучении  чтению  и  письму" -

Лекция: «Речевая  готовность  к  школе. Трудности  первоклассников  с  речевыми  недостатками  при обучении  чтению  и  письму»

 

  22 сентября    2022 г.  на  базе  ГБОУ «Центр «Рука в руке»  прошло общественно значимое мероприятие   для родителей, Лекция: «Речевая  готовность  к  школе. Трудности  первоклассников  с  речевыми  недостатками  при обучении  чтению  и  письму»

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью   привлечь  внимание  родителей к  недостаткам  речи  у  детей, раскрыть  влияние  этих  недостатков  на  успеваемость,  в  первую  очередь  по  русскому  языку  и чтению.

Провела  данное мероприятие  учитель – логопед Зеленская  Татьяна

  В  рамках  программы  мероприятия, учитель  —  логопед   выступила  с лекцией,  в  которой  подробно   разъяснила  о готовности ребенка  к школьному обучению. О том, что  готовность предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу.

 В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Педагог  рассмотрела вопросы,  речевой готовности к школе.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1.Дети должны уметь слушать и слышать других. 

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.Звуковая сторона речи:

— Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

— Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

— Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

— Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

  1. Функции языкового анализа.

Дети должны уметь:

 — делить предложения на слова;

 — делить слова на слоги;

— уметь выделять все звуки в словах;

 — устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

 — перестановки букв (комната – «конмата»).

  1. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

 — точно подбирать слова;

— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

 — употреблять сложные слова (например: длинноногий);

— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

— подбирать метафоры (например: туча комаров);

— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

  1. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения:

 Дети должны уметь:

— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

— употреблять различные предлоги;

— согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

— согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

— правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

 В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

 — ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

 — ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: 

Дети должны уметь:

— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

— образовывать название детенышей животных;

— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

 Педагог пояснила , что если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

— замены суффиксов (козлята – «козленки»);

— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

  1. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

 Дети должны уметь:

 — свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

— поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

— рассказывать о пережитых событиях;

— пересказывать содержание сказки, рассказа;

— описывать окружающие предметы;

— раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

 Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

 Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

 Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

 Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.

 В конце  мероприятия  учитель-логопед  пояснила, что  родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

 

comments powered by HyperComments