В соответствии с планом проведения групповых мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования» в 2024г., в МКДОУ Д/с № 11 с. Озек-Суат Нефтекумского муниципального округа, 14.03.2024 г., было проведено родительское собрание по теме «Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста».
На собрании присутствовали родители – 25 чел., воспитатели – 3 чел.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Центра Зеленская Татьяна Николаевна.
Цель:информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; повышение культуры родителей.
Задачи:
- Расширить знания родителей о причинах нарушений и задержки речевого развития.
- Познакомить родителей с динамикой формирования речи в онтогенезе.
- Представить родителям приемы и методы развития речи — артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, скороговорки, чистоговорки.
Мероприятие началось с упражнения «Дружеское рукопожатие» с целью создания доверительной атмосферы.
В водной части собрания логопед рассказала родителям для чего человеку нужна речь. Какую роль в развитии речи играют родители.
В основной части мероприятия педагог познакомила родителей основными периодами развития речи ребенка. Рассказала, что до 1 года дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п. В 1 год – 1, 3 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).В 1,6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д. В 2 – 3 года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Активный рост словаря. (Ребенок спрашивает, как это называется.) Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д. Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.
Далее учитель логопед ознакомила родителей с тем, как развить речь ребенка, что развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с чистоговорками;
- чтение художественной литературы;
- игры на развитие мелкой моторики.
Затем рассказала об артикуляционной гимнастике, это — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.
В заключительной части родительского собрания , педагог провела мастер класс по проведению занятий в домашних условиях. Учитель-логопед показала как проводить упражнения «Чистим зубки», «Орешки», «Качели», «Часики», пальчиковые игры.
Все присутствующие на собрании родители, получили сертификаты и буклеты «Роль родителей в развитии речи ребенка»..