13.09.2024 г. на базе МКДОУ Д/с № 12 «Дюймовочка», с. Ачикулак, Нефтекумского муниципального округа прошло общественно-значимое мероприятие Лекция «Правильная речь педагога – важное условие успешного развития ребенка»
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Провела данное мероприятие учитель-логопед Центра Зеленская Татьяна Николаевна.
Цель мероприятия: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.
В рамках лекции, педагог пояснила, что речь взрослого для дошкольника является образцом. Правильность речи, культура речи определяется той языковой средой, в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как члены семьи, воспитатели и его сверстники.Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Педагог в своей практике сталкивается с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневается в использовании правильных норм речи, ошибается в лексическом значении слов и их применении в речи. На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно. Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.
Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпия и грамматика. (орфоэпические нормы — правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов). Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обращать на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности формулировки и грамотности словоупотребления. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов паразитов, диалектных и жаргонных слов. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Учитель-логопед напомнила педагогам об этикете общения с детьми: • Вежливость общения, грамотная, спокойная и уравновешенная речь педагога. • Педагогический такт и умеренный тон голоса. • Не называйте ребёнка по фамилии. • Внимательно выслушивайте ребёнка до конца, с интересом. • Формулируйте задания и вопросы детям грамотно и четко, понятными несложными предложениями. • Беседуйте с детьми открыто при соблюдении режимных процессов и в совместной деятельности. • При рассказе выделяйте главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. • Постоянно повышайте уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
В конце мероприятия педагогам были предложены грамматические задания, в виде предложений, в которых нужно исправить специально допущенные ошибки.
comments powered by HyperComments