В соответствии с планом проведения групповых мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования» в 2024г., в МКОУ СОШ № 1 с. Степное, Степновского муниципального округа, 03.04.2024 г., было проведено родительское собрание по теме «Как прожить возрастные кризисы ребенка».
На собрании присутствовали родители – 25 чел., педагоги – 3 чел.
Провела данное мероприятие педагог-психолог Алиева Эльмира Ибрагимовна.
Цели: формирование представлений о физиологических особенностях этого возраста.
Задачи: ознакомить родителей с физиологическими изменениями, происходящими в организме ребенка; показать, как влияют эти изменения на развитие ребенка.
Собрание началось с пояснения педагога — психолога, что возраст 10–11 лет — это младший подростковый возраст, что в этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток — это уже не ребёнок и ещё не взрослый. У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса. У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.
Педагог заострила внимание на том, что в этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.
А также происходит нарушения со стороны нервной системы:
- Повышенная возбудимость,
- Вспыльчивость,
- Раздражительность
Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Психолог рассказала родителям, что они должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если они найдут подходящие формы взаимодействия.
Далее педагог подняла тему физиологического взросления детей. С точки зрения медицины физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов. Физиология представляет из себя комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих как жизнедеятельности целостного организма, так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой. В течение первых 9-10 лет жизни развитие организма ребёнка происходит относительно равномерно. После 10-11 лет начинаются процессы, составляющие сущность физиологического созревания. Физиологическое воспитание призвано решать следующие задачи:
- Способствовать гармоническому развитию организма ребёнка.
- Прививать ему с раннего детства гигиенические навыки, обеспечивающие нормальное формирование половой функции в зрелом возрасте.
- Дать детям необходимые знания об анатомо-физиологических и психологических особенностях мужского и женского организма.
А. С. Макаренко указывал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и что вы говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, как читаете газету – всё это имеет для вашего ребёнка большое значение. Малейшее изменение вашей мысли доходит до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если вы дома грубы или хвастливы, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Затем педагог дала рекомендации родителям , как необходимо вести себя с детьми в этот непростой период:
-Родителям необходимо в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил им о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами родители тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.
-Родителям нужно стараться говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
-Родители должны быть открыты для общения с ребенком, даже если они чего-то не знают или в чем-то сомневаются, не надо стесняться сказать ему об этом.
-Родителям надо рассказывать о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас их дети.
-В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
-Необходимо проявлять ласку к своим детям, демонстрировать им свою любовь.
-Нужно быть особенно внимательными и наблюдательными, обращать внимание на любые изменения в поведении своих детей. Стараться защитить своих детей всеми возможными средствами, если они в этом нуждаются.
В практической части собрания, родителям предлагалось пройти небольшой тест «Какой вы воспитатель», затем последовало обсуждение ответов.
В заключение собрания педагог-психолог пожелала родителям терпения, понимания своих детей, принимать своих детей такими, какие они есть, любить их, чтобы с ними не случилось. Как сказал английский писатель Оскар Уайльд «лучший способ сделать своих детей хорошими – сделать их счастливыми».
comments powered by HyperComments