24.10.2023 г. на базе МКДОУ Д/с № 14 «Колобок»,с. Кара-Тюбе, Нефтекумского городского округа прошло общественно-значимое мероприятие Круглый стол: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Цель мероприятия: оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Центра Демина Анна Леонидовна.
Мероприятие началось с мини-лекции о самой актуальной проблеме среди детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Одним из самых эффективных приемов является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).
Педагог пояснила, что своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи — важнейшая задача коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
Также учитель-логопед обратила, внимание педагогов, что у ребёнка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведёт к проблемам в коммуникации.
Затем логопед рассказала, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка.
Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Она становится важным направлением коррекционной работы над речевыми нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность.
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации. Зачастую этап автоматизации и дифференциации является самым длительным и сложным.
Далее Анна Леонидовна объяснила, что преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями. Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания интересными, развивающими и познавательными. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, надо подбирать и модифицированные игровые методы и приёмы.
В конце мероприятия, учитель-логопед провела мастер- класс по выполнению артикуляционной гимнастики, которая улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Основные движения отрабатываются в игровой форме.
Также показала игры на устранение дефектов звукопроизношения и игры для автоматизации звуков в словах. В этих играх педагог использовала различный вспомогательные материалы: мячи, флажки, ложки, фонарики, сигнальные карточки.
comments powered by HyperComments