Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Круглый стол «Фонетико-фонематическое  нарушение у детей  старшего дошкольного  возраста» -

Круглый стол «Фонетико-фонематическое  нарушение у детей  старшего дошкольного  возраста»

13.10.2023 г.  на  базе  МКДОУ  д/с № 21 х. Андрей — Курган,  Нефтекумского городского  округа    прошло  общественно-значимое  мероприятие  Круглый стол «Фонетико-фонематическое  нарушение у детей  старшего дошкольного  возраста».

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью повышения    компетентности  педагогов  в  вопросах  развития  фонематического  слуха, автоматизации  и  дифференциации  поставленных  звуков  у детей  старшего дошкольного  возраста . 

  Провела  данное мероприятие  учитель-логопед Центра  Демина Анна Леонидовна. 

  Педагог  начала  свое  выступление  с пояснения, что  такое  фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
  Логопед   рекомендовала обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Учитель-логопед  объяснила  педагогам, что речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

  Затем  педагог рассказала, что несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. Характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

 Также  педагог пояснила, что коррекционное воздействие в ФФНР (подготовительной группы) осуществляется строго в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанной отдельно для каждой группы. Авторами специализированной программы для детей старшей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2002); программа для дошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой. Коррекционная работа строиться на основе комплексного, личностно-ориентированного подходов с учетом механизма нарушений и индивидуально-типологических особенностей детей . Такой характер коррекционно-педагогического процесса обеспечивает не только формирование фонетически правильной, выразительной речи, но и способствует удовлетворению эмоциональных и интеллектуальных потребностей , предупреждает возникновение школьной дезадаптации. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти: проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в повседневной жизнедеятельности, Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь.);

 В  конце  своего  выступления, логопед  затронула тему эффективности коррекционной работы с детьми , она зависит от взаимодействия работы логопеда и воспитателя. Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие. Ознакомление с некоторыми специальными методическими приёмами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь.

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments