19.09.2023 г. на базе МКДОУ Д/с № 13 с.Ачикулак Нефтекумского городского округа прошло общественно – значимое мероприятие в сфере образования – Круглый стол «Пропедевтика нарушений звукопроисхождения в условиях ДОУ».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Центра Зеленская Татьяна Николаевна.
Учитель-логопед в начале своего выступления затронула статистику, которая показывает, что 80% и более детей дошкольного возраста имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.
Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи.
Логопед рассказала, какие бывают причины речевых нарушений,что существует две группы причин, приводящих к нарушениям речи. Это внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) причины. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Такие поражения нервной системы ребенка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, вовремя родов и в первые дни после рождения, к ним относятся:
Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, легких, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
Аллергии матери.
Перенесенные переливания крови.
Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин.Под его воздействием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя ( даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи.
Короткий промежуток между беременностями (менее 1 года).Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен.Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера).Основные причины повреждения нервной системы –гипоксия и родовая травма. Гипоксия — это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода. Причиной гипоксии плода могут быть: пороки сердца у матери, бронхиты, ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев); гистозы, патология пуповины, анемия (низкий гемоглобин).Родовая травма — это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозга. Возникает хроническая ишемия — недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.
Далее педагогом были рассмотрены внешние (экзогенные) причины нарушений речи. Логопед пояснила, что для нормального речевого развития ребенка,общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон, необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.
Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребенка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьезная угроза возникновения задержки психического развития.Речь ребенка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительного окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения, невротическое заикание. Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
В практической части мероприятия, педагог рассказала о направлениях профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения. Что ребенок помимо общения с родителями, большую часть времени проводит в детском саду и общение отводится воспитателю, речь которого должна быть образцом для подражания.
Логопед напомнила правила выполнения артикуляционной гимнастики.
Учитель-логопед пояснила, что в тех группах, где воспитатели регулярно проводят артикуляционную гимнастику, как правило, меньшее количество детей посещает коррекционные занятия логопеда. Очень полезно сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики в начале занятия по коммуникации с включением элементов подготовки к обучению грамоте.
Далее Татьяна Николаевна, предложила вниманию педагогов подборку игровых комплексов по развитию слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В заключение мероприятия учитель- логопед сказала, что одной из главных задач учителя-логопеда, это организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
comments powered by HyperComments