15.09.2023 г. на базе МКОУ СОШ 5 с. Зункарь, Нефтекумского городского округа прошло общественно-значимое мероприятие круглый стол: «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры педагогов».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Цель мероприятия: Повышение качества оказания психолого- педагогической помощи обучающимся в ситуации жестокого обращения взрослых.
Провела данное мероприятие педагог-психолог Махмудова Елена Григорьевна.
Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога, а также имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.
На круглом столе обсуждалась тема: «Защита детей» — одна из важнейших функций всех взрослых. В том числе — важнейшая задача педагогов образовательных учреждений. Ведь жестокое обращение, это основные причины формирования невротических личностей с проблемами, которые уже во взрослом состоянии человек не всегда может решить.
Педагог пояснила, что в образовательном учреждении должна быть создана система ранней профилактики, которая направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. В первую очередь, такие семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива.
Педагог-психолог заострила внимание на том, что актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в том, что в настоящий момент родители имеют низкий уровень грамотности в вопросах воспитания детей. Детей оскорбляют, лишают необходимого, пренебрегают их нуждами. Повсеместно в семьях используются насильственные методы воспитания. Одна из причин этого в том, что родители не имеют знаний о том, как правильно воспитывать детей, какие методы применять, как правильно разговаривать и вести себя с ребёнком, какие формы обращения с ребёнком подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми», какова ответственность родителей за допущение насильственных методов воспитания, какие последствия для психического состояния ребёнка влечёт за собой жестокое обращение.
Далее педагог рассказала, что такое жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Затем педагог, призвала обращать особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, можно увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения.
В заключении мероприятия был рассмотрен алгоритм действий педагога:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений.
Во-вторых, если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.
Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.
Педагог-психолог дала советы для ведения разговоров с детьми:
- Подтверждайте невиновность ребенка
Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:
Ты ни в чем не виноват.
Я очень рад (а, что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.
Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.
- Верьте ребенку.
Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем.
- Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
- Оставайтесь спокойными.
Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.
- Будьте честными.
Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.
- Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают.
- Не подвергайте допросу.
По окончании круглого стола слушатели отметили практическую значимость и необходимость проведения подобных мероприятий, а также поблагодарили организаторов и спикеров.
comments powered by HyperComments