11.09.2023 г. на базе МКОУ СОШ № 11 а. Уллуби- Юрт, Нефтекумского городского округа прошло общественно-значимое мероприятие Лекция : «Дисграфия и дислексия у младших школьников».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Цель мероприятия: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции нарушений письма младших школьников.
Провела данное мероприятие учитель-логопед Демина Анна Леонидовна
Свое выступление учитель-логопед начала показа презентации « Как проявляется дислексия и дисграфия», сопроводив подробным рассказом о проблеме нарушений письменной речи у школьников. Письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно. Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.
Далее педагог перешла к характеристике нарушения письма, где отметила , что большое количество разнообразных ошибок которые делают дети, обусловленны недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма.
Учитель-логопед в своем выступлении объяснила учителям начальных классов, что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников?:
- Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
2.Особый характер ошибок на письме
— ошибки не на правило;
— стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
-регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;
— искажение графических образов букв; букв;
— искажение звукослоговой структуры слова и замена букв;
— пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
— смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
— грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Учитель –логопед пояснила, что причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы.
В заключительной части мероприятия учителям было предложено практическое задание. Каждому учителю были розданы листки с диктантом учащегося 3 класса, педагогам необходимо было проанализировать диктант с целью выявления дисграфических ошибок и определения вида дисграфии. Затем последовало обсуждение.
Всем педагогам были даны рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся с нарушениями письменной речи.
comments powered by HyperComments