Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
 Родительское собрание «Общая характеристика отклонений в развитии речи  у детей  раннего возраста» -

 Родительское собрание «Общая характеристика отклонений в развитии речи  у детей  раннего возраста»

28.04.2023 г.  на  базе  МКДОУ  д/с  № 21 х. Андрей -Курган,   Нефтекумского городского  округа    прошло  общественно – значимое  мероприятие  в  сфере  образования —   Родительское собрание «Общая характеристика отклонений в развитии речи  у детей  раннего возраста».

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

     Мероприятие  проводилось с целью ознакомления  родителей с  речевыми  нарушениями, привлечь  внимание  родителей к  недостаткам  речи  у детей,  раскрыть влияние  этих  недостатков  на  успеваемость  в школе.

  Провела  данное мероприятие   учитель – логопед Центра Зеленская Татьяна Николаевна.

  В  теоретической  части  мероприятия  учитель – логопед рассказала родителям, о том , что речь — это один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).Овладение речью — сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

   Педагог  пояснила, что для того, чтобы у ребенка появилась — а в дальнейшем и развивалась — речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Далее логопед ознакомила  родителей    с  диагнозами ЗРР и ОНР, пояснила  какие  характеристики развития ребенка бывают   при  этих диагнозах. ЗРР- задержка речевого развития у ребенка — это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем. ОНР — общее недоразвитие речи. Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение. Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи — фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребенок переставляет слоги «коломо» вместо «молоко», «титики» вместо «часики»), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.  Затем педагог подробно  рассказала  о  каждом  уровне речевого развития при ОНР.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

  Логопед  обратила  внимание  родителей  на то, что от развития  речи зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание, воображение.

  Далее учитель-логопед рассказа родителем  о  проблемах у  детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

  В  практической  части  мероприятия  учитель – логопед  познакомила  родителей  с   артикуляционной гимнастикой, объяснила  родителям, что это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Показала,  как научить малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

  Дала  рекомендации по  контролю  за  собственной речью . Объяснила, что говорить нужно  ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Контролировать речь малыша, не позволять говорить быстро.
Всегда  рассказывать ребенку о том, что видите.  Объяснять ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

  Провела  дыхательную гимнастику  для родителей, пояснила  о  важности  этой  гимнастики в становлении речи дошкольников.

    Также педагогом была  затронута  тема  развития мелкой моторики, чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому необходимо развивать мышцы рук малыша. Педагог перечислила упражнения   и  игры, которые  можно  проводить с  ребенком  в  домашних  условиях.  

   В конце  мероприятия  учитель-логопед дала  рекомендации родителям, о  необходимости   обращения к  специалистам (логопед,психолог,невролог),  о  положительных  результатах по  преодолению речевых нарушений у детей   при  ранней коррекционной  помощи.

comments powered by HyperComments