28.04.2023 г. на базе МКДОУ д/с № 21 х. Андрей -Курган, Нефтекумского городского округа прошло общественно – значимое мероприятие в сфере образования — Родительское собрание «Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью ознакомления родителей с речевыми нарушениями, привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость в школе.
Провела данное мероприятие учитель – логопед Центра Зеленская Татьяна Николаевна.
В теоретической части мероприятия учитель – логопед рассказала родителям, о том , что речь — это один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).Овладение речью — сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.
Педагог пояснила, что для того, чтобы у ребенка появилась — а в дальнейшем и развивалась — речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.
Далее логопед ознакомила родителей с диагнозами ЗРР и ОНР, пояснила какие характеристики развития ребенка бывают при этих диагнозах. ЗРР- задержка речевого развития у ребенка — это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем. ОНР — общее недоразвитие речи. Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение. Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи — фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребенок переставляет слоги «коломо» вместо «молоко», «титики» вместо «часики»), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней. Затем педагог подробно рассказала о каждом уровне речевого развития при ОНР.
Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Логопед обратила внимание родителей на то, что от развития речи зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание, воображение.
Далее учитель-логопед рассказа родителем о проблемах у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
В практической части мероприятия учитель – логопед познакомила родителей с артикуляционной гимнастикой, объяснила родителям, что это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Показала, как научить малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Дала рекомендации по контролю за собственной речью . Объяснила, что говорить нужно ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Контролировать речь малыша, не позволять говорить быстро.
Всегда рассказывать ребенку о том, что видите. Объяснять ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Провела дыхательную гимнастику для родителей, пояснила о важности этой гимнастики в становлении речи дошкольников.
Также педагогом была затронута тема развития мелкой моторики, чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому необходимо развивать мышцы рук малыша. Педагог перечислила упражнения и игры, которые можно проводить с ребенком в домашних условиях.
В конце мероприятия учитель-логопед дала рекомендации родителям, о необходимости обращения к специалистам (логопед,психолог,невролог), о положительных результатах по преодолению речевых нарушений у детей при ранней коррекционной помощи.
comments powered by HyperComments