20 февраля 2023 года на базе МКДОУ д/с № 19 а. Тукуй-Мектеб, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования — Круглый стол «Дети билингвы. Билингвизм. Сложности и особенности развития речи двуязычных детей».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям «Рука в руке»(далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития речи двуязычных детей.
Провела данное мероприятие Демина Анна Леонидовна учитель-логопед Центра.
В своем выступлении педагог раскрыла понятие «Билингвизм у детей» – это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, выраженное в равной или различной степени. Учитель логопед пояснила, что помимо неоспоримых плюсов, двуязычие может повлечь за собой определенные трудности в освоении звуковой стороны, словарного запаса, грамматических норм русского языка, коммуникативные проблемы. Психические возможности детей в известной степени ограничены, поэтому часто возникает явление интерференции – смешение языков, частичный перенос фонетики, словообразования, грамматики из одной лингвистической системы на другую. По этой причине среди двуязычных дошкольников и школьников нередко можно встретить детей с дислалией, ОНР, нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией).
Анна Леонидовна рассказала педагогам о том, что начинать работу с детьми – билингвистами следует с проведения дифференциальной диагностики. Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия (интерференции) и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологии). Дети с ошибками обусловленными интерференцией более успешно усваивают учебный материал. Дети же, имеющие патологические нарушения, испытывают значительные трудности в овладении языками без специальной логопедической помощи, у них может случиться вторичное отставание в психическом развитии.
Наиболее достоверные сведения о речевом развитии ребенка в целом можно получить, проведя обследование как на родном, так и на русском языке. Здесь помощь педагогу могут оказать родители и ребёнка.
Обследование речи детей с билингвизмом.
— понимание русской речи
— строение и подвижность органов речевого аппарата
— звукопроизношение
— фонематические процессы
— словарный запас
— сформированность звукослоговой структуры слова
— грамматический строй речи
— связная речь.
По окончании обследования можно сделать вывод о природе речевых ошибок двуязычного ребенка, выработать рекомендации для родителей и педагогов, определить вид помощи, в которой нуждается ребенок: логопедическая, психологическая или педагогическая коррекция, консультирование родителей и т. д.
Также педагог рассказала об основных методах коррекционного обучения двуязычных детей, коротко остановившись на каждом методе.
— Практические методы
— Игровые методы
— Наглядно – демонстрационные методы
— Методы ролевого моделирования
В практической части мероприятия, учитель-логопед показала фрагмент подгруппового занятия по теме: предлог «На» и его употребление.
В конце мероприятия логопед, сделала вывод, что для эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. Опыт показывает, что родители детей с билингвизмом менее мотивированны на проведение коррекционной работы, чем родители детей с нарушением речи. Поэтому необходима большая просветительская работа, чтобы родители стали активными союзниками педагога.
comments powered by HyperComments