Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Краевой практико – ориентированный семинар: «Развитие  речи  ребенка  через движение. Речедвигательные   игры   как  способ  коррекции  речи» -

Краевой практико – ориентированный семинар: «Развитие  речи  ребенка  через движение. Речедвигательные   игры   как  способ  коррекции  речи»

   25 ноября 2022 г.  на  базе  ГБОУ «Центр «Рука  в  руке», п. Затеречный,  Нефтекумского  городского  округа  прошел краевой практико – ориентированный семинар: «Развитие  речи  ребенка  через движение. Речедвигательные   игры   как  способ  коррекции  речи»

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Профиль специалистов, приглашенных на  семинар: специалисты ДОУ Нефтекумского городского округа, Левокумского муниципального округа, Степновского муниципального округа.

  Мероприятие  проводилось с целью повышения  профессиональной  компетентности  педагогов по методике  организации  речедвигательных игр  с целью  формирования  речевой  активности  дошкольников,  совершенствование  практических навыков  необходимых в работе с детьми  по данной теме.

Провели  данное мероприятие  учитель – логопед Зеленская  Татьяна Николаевна  и  учитель — логопед  Демина Анна Леонидовна. 

Открыла семинар директор Центра Анисимова И.А., которая ознакомила с программой семинара, напомнила о главной цели и задачах семинара, пожелала    педагогам  получить   новые  знания по  применению  нестандартных   форм   работы   по  речевому  развитию. 

   В теоретической  части  семинара  выступила  учитель – логопед  Демина А.Л., которая  рассказала, что развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Педагогам необходимо много времени в педагогическом процессе уделять именно занятиям по развитию речи детей, начиная с самого раннего возраста. Нужно читать детям книги, разговаривать с ними, учить стихи и песенки, скороговорки. При организации работы с детьми  особое внимание уделяется использованию игр и упражнений на координацию речи с движением или так называемых «речедвигательных упражнений». При использовании таких игр происходит решение следующих программных задач: 1.Становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук. 2.Развитие ориентировки в пространстве и собственном теле. 3.Формирование чувства ритма и темпа. 4.Формирование слухового внимания, восприятия, памяти. 5.Развитие физиологического и речевого дыхания. 6.Активизация речевых процессов.

  Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.       

         Речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением  и без него. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Детям предлагается небольшое количество материала для запоминания. Педагог чётко формулирует задание и требует его чёткого последовательного выполнения. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с педагогом или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме. Речь педагога должна быть четкой и понятной ребёнку. Очень хорошо использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.

  Хорошо подобранные   игры   должны  способствовать  не только установлению более тесных отношений между педагогом  и детьми, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка. Играйте и не забывайте хвалить детей!

    Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

  Затем Анной Леонидовной  были  показаны: упражнения   с карандашом, с мячом, с суджок мячиком; пальчиковая  гимнастика «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики гулять».

В практической  части  семинара  выступала  учитель-логопед  высшей  категории  Зеленская Татьяна Николаевна. Логопед  посоветовала  педагогам перед тем, как приступить к любым упражнениям, необходимо  проводит небольшую предварительную беседу, чтобы заинтересовать детей. Затем показать упражнение. Показ должен быть очень чётким, точным, динамичным и выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, логическими паузами между отдельными строчками. Затем идёт повторение упражнения совместно с детьми (2 – 3 раза). Уточняются отдельные детали, обращается внимание на качество выполнения тех или иных движений. И непременно необходима похвала, оценка достижений, словесное поощрение успехов. Полезно использовать и показ упражнений отдельными детьми с хорошей координацией движений, быстро усвоивших и качественно выполняющими упражнения.

  Затем  Татьяна  Николаевна   показала  педагогам  видеоролики  записанные  на  своих  занятия с  детьми, где  отражена  совместная работа  по  выполнению речедвигательных  упражнений. Речевые навыки лучше  развивать  в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, чувства ритма, регуляции и контроле произвольных движений, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.

   В ходе семинара был представлен открытый просмотр  речедвигательных  упражнений, с  привлечением воспитанников службы «Логопункт».

   После просмотра Татьяна Николаевна  продолжила знакомить участников  с  речедвигательными  играми, такими как: «Осьминог», «Дни недели», «Жучка-Тучка», «У оленя дом большой».

   Участники семинара отметили, что подобные встречи позволяют поделиться не только опытом работы, но и играют большую роль  в развитии профессионализма педагогов.

  Специалисты   Центра  надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов  в обучении детей.

 

comments powered by HyperComments