25 ноября 2022 г. на базе ГБОУ «Центр «Рука в руке», п. Затеречный, Нефтекумского городского округа прошел краевой практико – ориентированный семинар: «Развитие речи ребенка через движение. Речедвигательные игры как способ коррекции речи»
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Профиль специалистов, приглашенных на семинар: специалисты ДОУ Нефтекумского городского округа, Левокумского муниципального округа, Степновского муниципального округа.
Мероприятие проводилось с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по методике организации речедвигательных игр с целью формирования речевой активности дошкольников, совершенствование практических навыков необходимых в работе с детьми по данной теме.
Провели данное мероприятие учитель – логопед Зеленская Татьяна Николаевна и учитель — логопед Демина Анна Леонидовна.
Открыла семинар директор Центра Анисимова И.А., которая ознакомила с программой семинара, напомнила о главной цели и задачах семинара, пожелала педагогам получить новые знания по применению нестандартных форм работы по речевому развитию.
В теоретической части семинара выступила учитель – логопед Демина А.Л., которая рассказала, что развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Педагогам необходимо много времени в педагогическом процессе уделять именно занятиям по развитию речи детей, начиная с самого раннего возраста. Нужно читать детям книги, разговаривать с ними, учить стихи и песенки, скороговорки. При организации работы с детьми особое внимание уделяется использованию игр и упражнений на координацию речи с движением или так называемых «речедвигательных упражнений». При использовании таких игр происходит решение следующих программных задач: 1.Становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук. 2.Развитие ориентировки в пространстве и собственном теле. 3.Формирование чувства ритма и темпа. 4.Формирование слухового внимания, восприятия, памяти. 5.Развитие физиологического и речевого дыхания. 6.Активизация речевых процессов.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Детям предлагается небольшое количество материала для запоминания. Педагог чётко формулирует задание и требует его чёткого последовательного выполнения. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с педагогом или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме. Речь педагога должна быть четкой и понятной ребёнку. Очень хорошо использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.
Хорошо подобранные игры должны способствовать не только установлению более тесных отношений между педагогом и детьми, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка. Играйте и не забывайте хвалить детей!
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Затем Анной Леонидовной были показаны: упражнения с карандашом, с мячом, с суджок мячиком; пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики гулять».
В практической части семинара выступала учитель-логопед высшей категории Зеленская Татьяна Николаевна. Логопед посоветовала педагогам перед тем, как приступить к любым упражнениям, необходимо проводит небольшую предварительную беседу, чтобы заинтересовать детей. Затем показать упражнение. Показ должен быть очень чётким, точным, динамичным и выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, логическими паузами между отдельными строчками. Затем идёт повторение упражнения совместно с детьми (2 – 3 раза). Уточняются отдельные детали, обращается внимание на качество выполнения тех или иных движений. И непременно необходима похвала, оценка достижений, словесное поощрение успехов. Полезно использовать и показ упражнений отдельными детьми с хорошей координацией движений, быстро усвоивших и качественно выполняющими упражнения.
Затем Татьяна Николаевна показала педагогам видеоролики записанные на своих занятия с детьми, где отражена совместная работа по выполнению речедвигательных упражнений. Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, чувства ритма, регуляции и контроле произвольных движений, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.
В ходе семинара был представлен открытый просмотр речедвигательных упражнений, с привлечением воспитанников службы «Логопункт».
После просмотра Татьяна Николаевна продолжила знакомить участников с речедвигательными играми, такими как: «Осьминог», «Дни недели», «Жучка-Тучка», «У оленя дом большой».
Участники семинара отметили, что подобные встречи позволяют поделиться не только опытом работы, но и играют большую роль в развитии профессионализма педагогов.
Специалисты Центра надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в обучении детей.
comments powered by HyperComments