Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Круглый стол:  «Формирование  межличностных отношений  детей с ОВЗ» -

Круглый стол:  «Формирование  межличностных отношений  детей с ОВЗ»

 01.11.2022 г.  на  базе  МКДОУ Д/с № 9 «Ласточка», п. Затеречный,  Нефтекумского  городского  округа  прошло  общественно-значимое  мероприятие: Круглый стол «Формирование  межличностных отношений  детей с ОВЗ».

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

 Мероприятие  проводилось с целью обмена опытом по  вопросам  межличностных  отношений  детей с ОВЗ;

-повышение компетентности педагогов  по вопросам межличностных отношений детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Провела  данное мероприятие воспитатель Центра Зиновьева Марина Георгиевна.

  В заседании   круглого  стола приняли участие педагоги дошкольной образовательной организации № 9 «Ласточка»

Марина Георгиевна  напомнила о важности таких составляющих, как отслеживание, своевременное раннее выявление и контроль психолого-педагогического статуса ребенка на всех уровнях образования, создание условий для развития личностного потенциала детей, а также организация и реализация сопровождения с целью успешного обучения, социализации, адаптации, интеграции, коммуникации. Последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки ребенка, и наш  Центр  принимает участие в этом процессе.

В ходе выступления  педагог  поделилась  успешным опытом работы  группы  созданной  на базе  нашего Центра, которую  посещают дети-инвалиды  и  дети с ОВЗ.  Процесс формирования межличностных  отношений    протекает  успешно, т.к. большую часть времени, дети  проводят в группе в процессе воспитательной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда, в котором они приобретают необходимые умения и навыки общения.

   В современной педагогике и психологии общение является одной из ведущих проблем. Интерес к этой проблеме обусловлен запросами социальной практики. Современных исследователей все более интересуют механизмы практической реализации потребности людей в общении, в различных условиях их жизнедеятельности, таких как воспитание, обучение, трудовая деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми, в силу своих личностных особенностей: отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудностью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных возможностей, неумением организовать свой досуг.

  Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях ребенка.

 Общение включает духовные и материальные формы жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Польский психолог Е. Мелебруда утверждает, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим.

  Педагог в  своем  выступлении пояснила, что  по отношению к личности детей с ОВЗ коллектив является:

  • средством духовного обогащения;
  • фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств;
  • средством, координирующим его психическую деятельность;
  • средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.

  Важно, чтобы психолого-педагогическое сопровождение было выстроено в систему, потому что системный подход дает свой особый положительный эффект, заключила Марина Георгиевна.

  Воспитатель  поделилась  с  педагогами   разнообразием  игровых  методов  и  приемов  применяемых  в  работе  с  детьми  — инвалидами и детьми ОВЗ для улучшения психологического климата и для снятия напряжения. Педагог рекомендовала  использовать  некоторые коррекционные  игры и упражнения:  

— танцевально-песенные упражнения, которые являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления;

— игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимы: «Иностранец», «Через стекло», « Изобрази сказку», «Испорченный телефон», « Расскажи стихи без слов».

— ролевая игра – ситуативные диалоги при встрече, расставании, общении со взрослыми и родителями, друзьями;

-упражнения «Прикосновение», «Рукопожатие», «Разговор руками», способствуют развитию межличностной близости;

-упражнения на межгрупповое взаимодействие методика  «Рисование на общем листе».

  Воспитатель,  совместно  с педагогами играли  в  игры, которые потом  можно  использовать  в  собственной практике.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники круглого стола подвели итоги: Дети с ограниченными возможностями здоровья  с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации. Педагогам работающими  с этими  детьми необходимо применяется комплекс разнообразных методов которые помогут лучше  узнать ребенка:

-изучение социологической, психологической, социальной, педагогической и дефектологической литературы; изучение медицинской документации, личных дел, характеристик;

-наблюдение за детьми в группе, коллективе, на занятиях, трудовой и досуговой деятельности;

-беседы с детьми, воспитателями и специалистами (медицинский работник, специалист по социальной работе, психолог, дефектолог, логопед);

-психологический эксперимент по методике «Социометрия».

  Для уменьшения количества изолированных детей в группе, коллективе предлагается:

-вовлекать таких детей в коррекционный и воспитательный процесс;

-больше давать общественных поручений в силу их индивидуальных и физических возможностей, способностей;

-всячески стимулировать и поощрять их положительные поступки;

-применять различные подвижные игры, распределяя таким детям не второстепенные, а главные роли;

-проводить игровые тренинги для того, чтобы  дети лучше узнали друг друга с лучшей стороны, научились видеть и понимать друг друга с лучшей стороны и в то же время преодолевать и раскрывать себя.

 

 

 

comments powered by HyperComments