01.11.2022 г. на базе МКДОУ Д/с № 9 «Ласточка», п. Затеречный, Нефтекумского городского округа прошло общественно-значимое мероприятие: Круглый стол «Формирование межличностных отношений детей с ОВЗ».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью обмена опытом по вопросам межличностных отношений детей с ОВЗ;
-повышение компетентности педагогов по вопросам межличностных отношений детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Провела данное мероприятие воспитатель Центра Зиновьева Марина Георгиевна.
В заседании круглого стола приняли участие педагоги дошкольной образовательной организации № 9 «Ласточка»
Марина Георгиевна напомнила о важности таких составляющих, как отслеживание, своевременное раннее выявление и контроль психолого-педагогического статуса ребенка на всех уровнях образования, создание условий для развития личностного потенциала детей, а также организация и реализация сопровождения с целью успешного обучения, социализации, адаптации, интеграции, коммуникации. Последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки ребенка, и наш Центр принимает участие в этом процессе.
В ходе выступления педагог поделилась успешным опытом работы группы созданной на базе нашего Центра, которую посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Процесс формирования межличностных отношений протекает успешно, т.к. большую часть времени, дети проводят в группе в процессе воспитательной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда, в котором они приобретают необходимые умения и навыки общения.
В современной педагогике и психологии общение является одной из ведущих проблем. Интерес к этой проблеме обусловлен запросами социальной практики. Современных исследователей все более интересуют механизмы практической реализации потребности людей в общении, в различных условиях их жизнедеятельности, таких как воспитание, обучение, трудовая деятельность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми, в силу своих личностных особенностей: отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудностью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных возможностей, неумением организовать свой досуг.
Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях ребенка.
Общение включает духовные и материальные формы жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Польский психолог Е. Мелебруда утверждает, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим.
Педагог в своем выступлении пояснила, что по отношению к личности детей с ОВЗ коллектив является:
- средством духовного обогащения;
- фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств;
- средством, координирующим его психическую деятельность;
- средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.
Важно, чтобы психолого-педагогическое сопровождение было выстроено в систему, потому что системный подход дает свой особый положительный эффект, заключила Марина Георгиевна.
Воспитатель поделилась с педагогами разнообразием игровых методов и приемов применяемых в работе с детьми — инвалидами и детьми ОВЗ для улучшения психологического климата и для снятия напряжения. Педагог рекомендовала использовать некоторые коррекционные игры и упражнения:
— танцевально-песенные упражнения, которые являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления;
— игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимы: «Иностранец», «Через стекло», « Изобрази сказку», «Испорченный телефон», « Расскажи стихи без слов».
— ролевая игра – ситуативные диалоги при встрече, расставании, общении со взрослыми и родителями, друзьями;
-упражнения «Прикосновение», «Рукопожатие», «Разговор руками», способствуют развитию межличностной близости;
-упражнения на межгрупповое взаимодействие методика «Рисование на общем листе».
Воспитатель, совместно с педагогами играли в игры, которые потом можно использовать в собственной практике.
Участники круглого стола подвели итоги: Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации. Педагогам работающими с этими детьми необходимо применяется комплекс разнообразных методов которые помогут лучше узнать ребенка:
-изучение социологической, психологической, социальной, педагогической и дефектологической литературы; изучение медицинской документации, личных дел, характеристик;
-наблюдение за детьми в группе, коллективе, на занятиях, трудовой и досуговой деятельности;
-беседы с детьми, воспитателями и специалистами (медицинский работник, специалист по социальной работе, психолог, дефектолог, логопед);
-психологический эксперимент по методике «Социометрия».
Для уменьшения количества изолированных детей в группе, коллективе предлагается:
-вовлекать таких детей в коррекционный и воспитательный процесс;
-больше давать общественных поручений в силу их индивидуальных и физических возможностей, способностей;
-всячески стимулировать и поощрять их положительные поступки;
-применять различные подвижные игры, распределяя таким детям не второстепенные, а главные роли;
-проводить игровые тренинги для того, чтобы дети лучше узнали друг друга с лучшей стороны, научились видеть и понимать друг друга с лучшей стороны и в то же время преодолевать и раскрывать себя.
comments powered by HyperComments