27 сентября 2022 года на базе ГБОУ «Центр «Рука в руке» п.Затеречный, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования – семинар для родителей «Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ и детей- инвалидов в процессе самообслуживания».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям «Рука в руке»(далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью формирования у родителей потребности в воспитании самостоятельности и инициативы в ребенка.
Провела данное мероприятие Зиновьева Марина, воспитатель Центра.
Марина Георгиевна начала свое выступление с раскрытия проблемы формирования у детей самостоятельности, эта проблема была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает обучаться в школе. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Самостоятельность (у детей раннего возраста)– это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.
Самостоятельность (для детей более старшего возраста)– это возможность или способность действовать без чьего-либо вмешательства.
Педагог рассказала родителям, зачем нужно развивать самостоятельность?
Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.
Воспитатель перечислила характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Педагог пояснила, что самая обширная область привития самостоятельности — это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения родителей без его помощи.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если родитель создает условия:
стимулирует проявление самостоятельности детей путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
поощряет инициативу ребенка в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в своей комнате;
предлагает ребенку поручения хозяйственно-бытового характера.
Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.
Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания взрослых. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Родителям необходимо четко объяснять исходный результат данного поручения.
Во-вторых, ребенку необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.
В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым.
Участники семинара выразили мнение о важности и актуальности заявленной проблемы обсуждения, о содержательности заслушанного сообщения, его практико-ориентированном характере и полезности.
В конце мероприятия в рамках работы семинара и его проблематики было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.
comments powered by HyperComments