Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Семинар  для родителей  «Воспитание  самостоятельности  у  детей  с  ОВЗ  и  детей- инвалидов  в  процессе  самообслуживания»    -

Семинар  для родителей  «Воспитание  самостоятельности  у  детей  с  ОВЗ  и  детей- инвалидов  в  процессе  самообслуживания»   

27   сентября  2022 года  на базе  ГБОУ «Центр «Рука в руке» п.Затеречный, Нефтекумского  городского  округа  прошло  общественно  значимое  мероприятие  в  сфере  образования – семинар  для родителей   «Воспитание  самостоятельности  у  детей  с  ОВЗ  и  детей- инвалидов  в  процессе  самообслуживания».    

Организатором   мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр  психолого – педагогической, медицинской, социальной  помощи  семье  и детям   «Рука  в  руке»(далее Центр).

   Мероприятие  проводилось  с целью формирования  у родителей  потребности  в  воспитании самостоятельности  и  инициативы  в ребенка.

  Провела  данное  мероприятие  Зиновьева Марина,  воспитатель  Центра.

Марина Георгиевна  начала  свое  выступление  с  раскрытия   проблемы  формирования у детей самостоятельности, эта  проблема  была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

 Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает обучаться в школе. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Самостоятельность (у детей раннего возраста)– это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.

Самостоятельность (для детей более старшего возраста)– это возможность или способность действовать без чьего-либо вмешательства.

  Педагог рассказала  родителям, зачем нужно развивать самостоятельность?

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

  Воспитатель  перечислила характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Педагог  пояснила, что самая обширная область привития самостоятельности — это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения родителей без его помощи.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если родитель создает условия:

стимулирует проявление самостоятельности детей путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

поощряет инициативу ребенка  в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в своей  комнате;

предлагает ребенку  поручения хозяйственно-бытового характера.

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания  взрослых. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Родителям необходимо  четко объяснять исходный результат данного поручения.

Во-вторых, ребенку  необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым.

Участники  семинара  выразили мнение о важности и актуальности заявленной проблемы обсуждения, о содержательности заслушанного сообщения, его практико-ориентированном характере и полезности.

В конце  мероприятия  в рамках работы семинара  и его проблематики было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.

comments powered by HyperComments