27 сентября 2022 года на базе МКОУ СОШ № 8 п. Зимняя- Ставка, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования — Круглый стол «Формирование у детей младшего школьного возраста внутренней позиции «Я- школьник». Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям «Рука в руке»(далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью повышения педагогической компетентности в вопросах адаптации первоклассников.
Провела данное мероприятие Эльмира Алиева, педагог-психолог Центра. Свое выступление педагог начала с разъяснения позиции «Я школьник», что это такое; эмоциональное благополучие; причины нарушения эмоционального благополучия.
У 7-ми летних детей внутренняя позиция формируется в течении 3-х месяцев, в школе, спонтанно, целенаправленно – сама по себе т.к. сформированы новообразования кризиса 6 — ти лет. У 6-ти летних детей растягивается на 6 мес. и более спонтанно и непредсказуемо.
Возрастные новообразования кризиса с 6 до 7 лет :
1.Формирование произвольности, всех психических процессов (учатся управлять вниманием, памятью, мыслить.)
- Формируется стойкая мотивирующая готовность к систематическому познанию и организованной и учебно-познавательной деятельности .
- Появляется интерес к самопознанию (какой я, что могу, как получится)
- Формируется самооценка и первоначальные навыки самоконтроля.
В этот период повышается тревожность, появляется сильный страх потерять любовь родителей и не понравиться учителям.
Может продолжаться до 8 лет: плаксивость, кривляние, гримасничанье, дети проверяют взрослых как бы не слышат их, и наблюдают, что будет, если я проигнорирую.
Ребенок в новом пространстве исследует как можно себя вести, что ему позволительно.
Главная задача учителя в 1-м классе определить правила и сформировать их в коллективе
Показатели сформированности внутренней позиции «Я школьник»
- Отказ от дошкольного игрового и индивидуально непосредственного способа существования и познания мира. (за 6 лет жизни – 2-3 тыс. слов, потом во время игры)
- Положительное отношение к школе и процессу обучения. Родители запугивают школой, сравнивают детей, ребенок наблюдает, как относятся родные к старшему ребенку-ученику в семье.
- Отношение к взрослому как к учителю, а не как к родителям(просит завязать, застегнуть, поправить)
В первом классе у ребенка самый сложный период! Происходит переход от эгоцентричного восприятия мира к социометричному, иначе — от Я- идеального к Я – реальному. Целый год ребенок находится в дискомфорте.
Задачи взрослых:
- Сознательно формировать позицию «Я школьник»
- Учить жить в коллективе
- Видеть свою ценность среди всех.
Педагог – психолог затронула и эмоциональное благополучие ребенка, рассказала, что начало обучения в школе относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Во время круглого стола педагогом было предложено разобрать подробно ситуации из опыта работы. В ходе дискуссии были рассмотрены основные компоненты «готовности к школе».
Педагоги поделились своим опытом по заявленной теме, проблемами, с которыми они сталкиваются и как находят пути их решения.
Круглый стол завершился интересной дискуссией, что в очередной раз показывало значимость обсуждаемой темы.
comments powered by HyperComments