20 октября 2021 г. на базе МКОУ СОШ № 8 п. Зимняя — Ставка, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования – Семинар «Формирование словаря у младших школьников».
Организатором мероприятия выступил ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям «Рука в руке» (далее Центр).
Мероприятие проводилось с целью педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах использования игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР.
Провела данное мероприятие Татьяна Зеленская учитель – логопед Центра.
Свое выступление педагог начала с приветствия участников семинара, с сообщения темы и цели проводимого мероприятия.
В теоретической части семинара учителем-логопедом была показана презентация «Наш ребенок говорит- словно реченька журчит».
Педагог пояснила родителям, что для формирования правильной грамотной речи, учащиеся должны обладать богатым словарным запасом. Словарь необходимо рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями с особенностями грамматического строя и умениями владеть формами связной речи.
Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно.
Большинство детей к началу обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходят одинаково.
Если же надежды родителей на успешное учение не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных одноклассниках» и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всёго и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.
Татьяна Николаевна объяснила, что одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и прочее.
В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.
Педагог приводила примеры, бедности словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство, что не позволяют ребенку овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова, так – же дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.
В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в его речи появляются названия предметов и действий и значительно позднее (уже после 2 лет) – названия признаков. Еще позднее появляются также причастия и деепричастия. Что касается предлогов, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, то дети опускают их в своей речи даже после двух лет.
Педагог пояснила родителям, что если некоторые слова не употребляются окружающими ребенка людьми, то они будут отсутствовать и в его речи по причине отсутствия образа для подражания.
Учитель-логопед рассказала, что очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается в качественном отношении. Это происходит, прежде всего, за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов.
Так – же до родителей было донесено, что у некоторых детей развитие словарного запаса затруднено. Это может выражаться не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и в малом их количестве, но также в трудностях усвоения значений слов и в необычном искажении их звуко-слоговой структуры. Такие отклонения в развитии словаря обычно не исчезают сами по себе, без специальной работы над ним и часто сохраняются даже в школьном возрасте.
В практической части семинара, учитель-логопед провела с родителями мастер-класс по проведении игр с детьми на формирование словарного запаса.
В конце мероприятия учитель-логопед провела упражнение – рефлексия «Осеннее дерево». Каждому участнику предлагалось вписать свое мнение о семинаре на осенних листочках определенного цвета (желтый – понравилось, зеленый – не понравилось, красный – пожелания).
comments powered by HyperComments