Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Лекция «Приемы  педагогической  работы  по  воспитанию  у детей  навыков  правильного  произношения» -

Лекция «Приемы  педагогической  работы  по  воспитанию  у детей  навыков  правильного  произношения»

30 сентября  2021 г.  на  базе МБДОУ Д/с № 4  г. Нефтекумск, Нефтекумского  городского  округа  прошло общественно значимое  мероприятие в  сфере  образования – Лекция «Приемы  педагогической  работы  по  воспитанию  у детей  навыков  правильного  произношения».

 Организатором    мероприятия     выступил    ГБОУ  «Центр   психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью   повышения  уровня  компетентности воспитателей в   вопросе  работы  над  правильным  звукопроизношением  дошкольников»

Провела  данное мероприятие  Татьяна Зеленская учитель-логопед  Центра.

  В своем  выступлении учитель – логопед    обратила  внимание  воспитателей  на  то, что своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Педагог пояснила, что наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Татьяна Николаевна  познакомила  воспитателей со  сроками усвоения в произношении звуков речи

0-2 года –А О Э П Б М

2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года – С З Ц

4-5 лет – Ш Ж Ч Щ

5-6 лет –Л Р

Педагог дола рекомендации, что необходимо  применять для  формирования правильного произношения звуков :

  • Развивать артикуляционный аппарат
  • Речевое дыхание
  • Фонематический слух

Так же  педагог пояснила, что большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное  звуко- и голосообразование.

 Педагог привела  пример, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

 Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие игры и упражнения для дыхательной гимнастики. Для вас я тоже подготовила игры для дыхания, которые в дальнейшем можете использовать в своей работе.

Педагог донесла до воспитателей, что важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения.     Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.      

Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

В конце  мероприятия учитель логопед поделилась  методами  для воспитания  звуковой  культуры  речи и приемами влияющими на произносительную  сторону речи детей:

— дидактические игры («Чей домик?»)

— подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»)

— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

— образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

— краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

— утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

— образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);

— хоровые и индивидуальные повторения;

— обоснование необходимости выполнить задание педагога;

— индивидуальная мотивировка задания;

— совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

— оценка ответа или действия и исправления;

— показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Педагог закончила  свое  выступление  словами о том , что  работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

 

 

comments powered by HyperComments