Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Круглый стол «Игровые технологии, как средство  стимулирования  речемыслительной  деятельности  обучающихся начальных классов  с  ОВЗ" -

Круглый стол «Игровые технологии, как средство  стимулирования  речемыслительной  деятельности  обучающихся начальных классов  с  ОВЗ»

27 сентября  2021 г.  на  базе МКОУ СОШ № 13  а. Новкус-Артезиан, Нефтекумского  городского  округа  прошло общественно значимое  мероприятие в  сфере  образования – Круглый стол «Игровые технологии, как средство  стимулирования  речемыслительной  деятельности  обучающихся начальных классов  с  ОВЗ»

Организатором    мероприятия     выступил    ГБОУ  «Центр   психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью повышение профессиональной компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей.Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей обучающихся  начальных  классов  с ОВЗ.Показать важность использования игровых обучающих ситуаций для развития речемыслительной деятельности обучающихся  начальных  классов  с ОВЗ .

Провела  данное мероприятие  Анна Демина   учитель-логопед  Центра.

Педагог  начала  свое  выступление  с   пояснения , что развитие речи и мышления в детском возрасте является взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом, на что указывают исследования специалистов как в области детской психологии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, так и в области изучения детской речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин и др.

Результатом взаимосвязанного становления мышления и речи является формирование у детей речемыслительной деятельности как единого процесса порождения мысли и речи, составляющего материальную базу общения. Речемыслительная деятельность определяется как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности.

Речемыслительная деятельность является чрезвычайно сложным и ранимым новообразованием детского возраста, в связи с чем её формирование нарушается при всех видах отклоняющегося развития.

Расстройства речемыслительной деятельности занимают различное место в структуре дефекта отклоняющегося развития. Так, при интеллектуальной недостаточности и задержке психического развития нарушения смыслообразования занимают центральное место, выступая в качестве первичных, ведущих расстройств. При нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата речемыслительная деятельность расстраивается вторично, вследствие дефектов восприятия окружающей действительности. При тяжёлых нарушениях речи (алалии, общем недоразвитии речи) расстройства речемыслительной деятельности также носят вторичный характер и возникают вследствие дефицита языковых обобщений и речевого общения. Особое место нарушения речемыслительной деятельности занимают и в структуре раннего детского аутизма, при котором, вследствие отрешённости ребёнка от окружающего мира, склонности к стереотипии, возникает фрагментарность представлений об окружающей действительности, нарушение контактов со взрослыми и сверстниками.

Все обозначенные выше варианты отклоняющегося развития у детей требуют комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

  В практической  части круглого стола, Анна Леонидовна     поделилась комплексом игр и игровых упражнений, которые успешно применяет в практической деятельности с детьми.

  Учитель – логопед  обратила  внимание  учителей, на подбор игр для детей с ОВЗ, что  следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • Учет структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

 

Педагог объяснила  учителям, что игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать.

Игра, во – первых, объединяет детей, во — вторых, помогает включить в игру всех детей, в — третьих, даёт почувствовать каждому ребёнку свою значимость в коллективе, а в — четвёртых, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Таким образом, игровые технологии в жизни школьника имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к любому предмету.

comments powered by HyperComments