Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Родительское  собрание:  «Ошибки, допускаемые  родителями  при  обучении  детей  чтению в домашних  условиях» -

Родительское  собрание:  «Ошибки, допускаемые  родителями  при  обучении  детей  чтению в домашних  условиях»

Родительское  собрание:  «Ошибки, допускаемые  родителями  при  обучении  детей  чтению в домашних  условиях».

  15 мая 2021 г.  на  базе  МКОУ СОШ № 6, п. Затеречный,  Нефтекумского  городского  округа  прошло родительское  собрание: «Ошибки, допускаемые  родителями  при  обучении  детей  чтению в домашних  условиях».

  Организатором  мероприятия  выступил  ГБОУ «Центр психолого- педагогической, медицинской  социальной  помощи  семье  и детям «Рука  в  «Руке» (далее Центр).

Мероприятие  проводилось с целью  создания  условий  для  осмысления  родителями  важности  правильного  обучения  чтению  и  формирования  педагогически  обоснованной  позиции  в  отношении  приобщения  к  чтению  собственного  ребенка.

Провела  данное мероприятие  учитель – логопед Зеленская  Татьяна.

Свое   выступление  учитель – логопед  начала  с   обращения  к родителям, что   обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.

Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.

Педагог  пояснила, что в  основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например «М», следует научить его слышать звук М в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО, — т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук М. Мы произносим его отрывисто. И букву необходимо называть так же. Ни в коем случае не ЭМ или МЭ! ! ! Говоря так, мы называем сразу два звука (Э, М). Данное обстоятельство только дезориентирует детей. И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА! Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая следующая буква: МММА. Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву. Лишь бы он не остановился после первой буквы! Лишь бы прочел слитно буквы слога!   

Звучность голоса. Звучный голос — это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это сделает голос ясным и чистым.

Диапазон голоса — умение варьировать высоту, силу, громкость, тембр звука. Человек с узким диапазоном говорит монотонно, его речь усыпляет, с напряжением воспринимается ее смысл. Речь превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяющихся в таком же нечленимом потоке звуков. Широкий диапазон голоса — его гибкость и подвижность: чередование повышений и понижений тона, громкого и тихого звучания, смены тембра. Все это подчеркивает те или иные элементы смысла, делает звучание речи разнообразным, выразительным. При этом необходимо помнить, что широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах понижая и повышая его, изменяя тон. Варьирование голоса не должно превращаться в его слишком резкие перепады: нельзя постоянно срываться то на визгливые, то на угрожающе низкие тона. И если эта форма не совершенна, — такая речь может оказаться смешной, иронически воспринимаемой. Подобные приемы демонстрации широкого диапазона голоса возможны в художественной, театрализованной речи. В обычной речи к ним прибегают лишь изредка, если это мотивировано содержанием фразы. Широкий диапазон предполагает владение как самым тихим, так и самым громким голосом.

Однако постоянно тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком громкий — утомляет.

Учитель  —  логопед дала  советы  родителям, что  делать если ребёнок не хочет читать. Что делать?

  Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому  что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как к таковой, и он не сознает ценности чтения книг. Он может видеть небрежное отношение к книге родителей. Ведь культура обращения с книгой, интерес к ней закладывается в семье.

   Даже если в семье существует культ книги, помните, что самостоятельное чтение дается детям вначале всегда с трудом. Это необходимо понимать и относиться с сочувствием.  Как все просто представлялось ребенку: выучу буквы и можно читать. Но какое его ждет разочарование – буквы знает, а сложить их так трудно. Надо объяснить, что и взрослым было в начале так же трудно учиться читать, но помог труд, терпение. Надо набраться терпения прежде всего вам, взрослым, несмотря на дефицит времени и охватывающее вас раздражение.

  Учитель – логопед рекомендовала  не сравнивать ребенка с соседским Сашей, не употреблять заключение по типу: «Так ты никогда не научишься читать!». Но и отодвигать проблему нельзя. Ведь время изменилось.  Многие школы берут усложненные программы обучения. На собеседовании требуют прочитать текст.  Правда, и сейчас опытные педагоги придерживаются позиции, что родители не смогут дать правильный навык чтения и письма и поэтому рекомендуют не учить его заранее. 

Фактор новизны книги имеет большое значение. Если ребенку знакомо произведение, он будет сбиваться на пересказ, догадки. Значит, лучше брать новую литературу, но интересную и доступную без непонятных и сложных слов.

Хорошо взять ребенка с собой в библиотеку или магазин и выбрать книгу, учитывая его желание. В этом случае интерес к чтению возрастет. Не забывайте, что первое чтение – это чтение вслух. Пусть он проговаривает то, что читает.

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

 

 

 

 

comments powered by HyperComments