Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Практико-ориентированный  семинар: «Компьютерные    технологии  при коррекции  речевого  развития»  -

Практико-ориентированный  семинар: «Компьютерные    технологии  при коррекции  речевого  развития» 

19.03.2021 г.   в МДОУ №1 «Одуванчик» с. Степное, Степновского МО  прошло общественно значимое  мероприятие в  сфере  образования —   практико-ориентированный  семинар: «Компьютерные    технологии  при коррекции  речевого  развития»  для   педагогов  дошкольного  образования   Степновского муниципального  района.

  Организатором  мероприятия  выступил ГБОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской, социальной   помощи  семье  и детям «Рука  в  руке»  (далее – Центр).

Цель  проведения  данного  мероприятия:

 — повышение   педагогической    компетентности  педагогов    через  знакомство  с  компьютерными  технологиями  при  коррекции  речевого  развития.

   Проводили  данное   мероприятие педагог – психолог Анна Демина, учитель-логопед Татьяна Зеленская.

В теоретической  части  семинара   выступила  педагог – психолог с докладом «Использование  компьютерных  технологий   при  речевом  развитии».  Педагог     рассказала, что   компьютерные  технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ работы  показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Педагог- психолог   рассказала  педагогам о  основных  преимуществах   использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях, таких как:

—   повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
—   обес­печение психологического комфорта на занятиях;
—   развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
—   совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
—   развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
—   совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
—  формирование личности ребёнка в целом;
—   повышение качества обучения и работоспособности детей.

В практической  части семинара учитель  — логопед Зеленская Татьяна    пояснила педагогам, что одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Педагог  рассказала, что на   своих   логопедических занятиях  ее   используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как  готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

  1. Готовый продукт.
  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;
  1. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
  • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи  и др.

Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет  эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

 «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

  • Понятие буквы как графического символа звука,
  • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
  • Смыслообразующая роль буквы в слове,
  • Символ как обозначение объекта(пиктограмма),
  • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета. 

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу  «Мерсибо».  Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

По окончанию семинара  педагогам были  вручены  буклеты, даны  индивидуальные  консультации по  интересующим  вопросам.

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments