18.02.2021 г в МКОУ СОШ № 2 им. Н.Д. Терещенко, с. Иргаклы, Степновского муниципального района, была прочитана лекция для педагогов: «Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы».
Цель этого мероприятия – познакомить педагогов с особенностями девиантного поведения учащихся, выявить причины возникновения данного поведения и выработать систему профилактической работы с учащимися девиантного поведения.
В своем выступлении социальный педагог Гасайниева Заира обсудила один из актуальных вопросов воспитания — практику работы с девиантными детьми.
В лекции были затронуты темы девиантных детей, выявления проблемных зон, которые требуют совместных действий, обсудили доступные и эффективные методы работы с такими детьми. Педагог постаралась систематизировать знания педагогов, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками, поведение которых отклоняется, как управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями.
Заира Исабековна в своей лекции выделила три формы девиантного поведения:
- антисоциальное поведение
- асоциальное поведение
- аутодеструктивное поведение
Затем рассмотрела конкретно каждую из этих форм. Затем с педагогами были разобраны ситуации, с определением к какой группе они относятся, и как найти выход из них.
Социальный педагог провела упражнение «Чистый лист», которое раскрывает, что происходит с душой ребенка, когда он становится , никому не нужен. Душа ребенка становится сплошной черной дырой …. и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Педагог затронула тему подросткового периода — как самого сложного, самого критического из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с обучением и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.
Педагогом была поднята тема, что и школа тоже может выступать фактором риска развития девиантных форм поведения у подростков.
Как часто бывает в школах, когда ребенок по ошибке раз в жизни, становится черным пятном, как говорится, второсортной ребенком на всю жизнь — к нему приклеивается ярлык. А если к такой характеристике и такому взгляду привлекает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступится раз, кажется, что она на самом деле такой и поступить иначе не может, наблюдается:
— Отрицательное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
— Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
— Несправедливое отношение к ребенку по сравнению с другими детьми;
— В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.
— Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы, не чувствует себя защищенным, и пытается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, ребенок теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, чтобы удовлетворить свое «Я», осуществляет акты жесткости по отношению к слабому. Ребенок не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у нее суицидальные попытки.
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростков постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.
На протяжении всего мероприятия проходило ознакомление с различными подходами и методами воздействия и помощи девиантному подростку, формирование у ребенка устойчивого положительного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление. Уверенность в себе и волевые качества хорошо производятся с помощью привлечения ребенка в деятельность класса, школы, с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка вышла поручено дело, необходимо постоянно вести ее, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации достоинств трудного ребенка.
По результатам прослушанного выступления было высказано много положительных отзывов о практической значимости полученного опыта .
Провела данное мероприятие социальный педагог Центра Гасайниева Заира Исабековна.
comments powered by HyperComments