Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Лекция для педагогов: «Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы». -

Лекция для педагогов: «Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы».

18.02.2021 г в  МКОУ СОШ  № 2  им. Н.Д. Терещенко, с. Иргаклы, Степновского муниципального  района, была   прочитана  лекция  для  педагогов: «Особенности  профилактики    отклоняющегося  поведения   подростков  в  условиях  школы».

Цель этого мероприятия – познакомить  педагогов  с  особенностями  девиантного  поведения  учащихся, выявить  причины  возникновения  данного  поведения  и  выработать  систему  профилактической  работы  с  учащимися  девиантного  поведения.

 В  своем  выступлении  социальный  педагог Гасайниева  Заира  обсудила один из актуальных вопросов воспитания — практику работы с девиантными детьми.

   В  лекции  были  затронуты темы   девиантных детей, выявления  проблемных зон, которые требуют совместных действий, обсудили доступные и эффективные методы работы с такими детьми. Педагог  постаралась  систематизировать знания  педагогов, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками, поведение которых отклоняется,  как управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями.

Заира  Исабековна  в  своей  лекции выделила  три формы девиантного поведения:

  • антисоциальное поведение
  • асоциальное поведение
  • аутодеструктивное поведение

Затем  рассмотрела   конкретно каждую из этих форм. Затем   с  педагогами  были  разобраны  ситуации, с определением  к  какой группе  они  относятся, и как   найти  выход  из них.

   Социальный педагог  провела  упражнение  «Чистый  лист», которое  раскрывает, что  происходит  с  душой  ребенка, когда  он  становится , никому  не нужен. Душа ребенка становится сплошной черной дырой …. и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

  Педагог  затронула  тему   подросткового периода —  как  самого сложного, самого критического из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с обучением и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

Педагогом  была  поднята  тема, что и школа тоже может выступать фактором риска развития девиантных форм поведения у подростков.

Как часто бывает в школах, когда ребенок по ошибке раз в жизни, становится черным пятном, как говорится, второсортной ребенком на всю жизнь — к нему приклеивается ярлык. А если к такой характеристике и такому взгляду привлекает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка.  Если ребенок оступится раз, кажется, что она на самом деле такой и поступить иначе не может, наблюдается:

— Отрицательное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

— Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

— Несправедливое отношение к ребенку по сравнению с другими детьми;

— В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

— Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы, не чувствует себя защищенным, и пытается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, ребенок теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, чтобы удовлетворить свое «Я», осуществляет акты жесткости по отношению к слабому. Ребенок не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у нее суицидальные попытки.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростков постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

   На  протяжении  всего  мероприятия проходило  ознакомление  с  различными  подходами   и     методами воздействия и помощи девиантному подростку, формирование у ребенка устойчивого положительного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление. Уверенность в себе и волевые качества хорошо производятся с помощью привлечения ребенка в деятельность класса, школы, с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка вышла поручено дело, необходимо постоянно вести ее, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации достоинств трудного ребенка.

По  результатам  прослушанного    выступления   было  высказано  много  положительных  отзывов  о  практической  значимости  полученного  опыта .

 

Провела данное  мероприятие  социальный педагог  Центра Гасайниева Заира   Исабековна.

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments