30ноября 2019 г. на базе МКОУ СОШ № 10, с. Ачикулак, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования – Семинар: «Социализация ребенка с ОВЗ в общество».
Мероприятие проводилось с целью просвещения родителей в вопросах социализации детей с ОВЗ в общество, через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.
Провела данное мероприятие Зиновьева Марина воспитатель группы кратковременного пребывания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
В своем выступлении педагог познакомила родителей с термином «Социализация», рассказала что, многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного включения в социальную среду. Ребенок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта- это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.
Воспитатель Центра рассказала, что в процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентефикации с референтными ему общностями, внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение с взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками апробирует присвоенные в общении с взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.
Марина Георгиевна пояснила что, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации ребенка с ОВЗ. Т.е. в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать различные формы и обусловливаться различными причинами. Например, инфантильность, социальная незрелость возникают в результате «тепличных условий» воспитания, преднамеренного ограждения ребенка от любых обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей.
Педагог затронула тему, влияния психоэмоционального состояния родителей на положительную социализацию ребенка с ОВЗ в общество. Формирование данного состояния родителей происходит не только из-за накопления негатива, но и в результате одиночества, и низкой эмоциональной грамотности.
Воспитатель Центра дала рекомендации родителям направленные на:
- повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивных аспектов родительского поведения (внимание родителя к потребностям ребенка, отзывчивость, адекватность эмоционального отклика, предоставление ребенку уместной самостоятельности);
- снятие эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя с использованием терапевтической игры;
- выявление эффективного метода зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности, которым является рисование и лепка с ребенком и родителем;
- использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребенка.