29 ноября 2019 г. на базе МКОУ СОШ №10 с. Ачикулак, Нефтекумского городского округа прошло общественно значимое мероприятие в сфере образования – Лекция на тему «Развитие фонематического восприятия — успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе».
Мероприятие проводилось с целью развития фонематического восприятия и формирование элементарных навыков письма и чтения у детей с нарушениями речи.
Провела данное мероприятие учитель – дефектолог Курбанова Индира.
В своем выступлении педагог рассказала родителям, что включает в себя понятие «фонематическое восприятие», что с каждым годом растёт количество обучающихся в школах, которые имеют нарушения устной и письменной речи. Очень большое количество детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия и с каждым годом число таких детей увеличивается. Больше чем у половины обследуемых детей наблюдается низкий уровень развития фонематического слуха. Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Из вышесказанного вытекает проблема – большое количество детей приходят в школу недостаточно подготовленными к обучению чтению и письму.
Индира Султановна рассказала, как проявляется фонематическое недоразвитие у школьников.
1) в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, асемантических сочетаний, рядов слогов);
2) в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
У большинства детей, зачисляемых в логопункт, различные речевые нарушения сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия.
Учитель – дефектолог рассказала, что своевременное выявление и коррекция нарушений фонематического восприятия снижает риск возникновения дисграфии и дислексии при овладении письменной речью у младших школьников.
Педагог донесла до родителей, что восприятие устной речи — «одна из высших психических функций человека. Будучи «опосредованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А.Р.Лурия), восприятие устной речи является смысловым, так как «нормально включает акт понимания, осмысления» (С.Л.Рубинштейн)». То есть для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
comments powered by HyperComments